Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тени незабытых

9 сентября, 2015 - 10:32

4 СЕНТЯБРЯ 1965-го

Премьера в кинотеатре «Украина». Приветственное слово берет директор кинотеатра Федор Брайченко. На сцене присутствуют Параджанов, Якутович, Миколайчук, Кадочникова, оператор Давидов, художница по костюмам Лидия Байкова, директор картины Юрьева. Юрий Ильенко не заходит в кинотеатр, а ожидает в сквере рядом. Сосценарист фильма Иван Драч — на показ опаздывает.

Слово берет Параджанов и говорит, что ему, несмотря на то, что его фильм понимают французы и аргентинцы, советские руководящие органы не дают возможности выпустить на экран, потому что его не понимает народ.

После выступления режиссера на сцену выносят цветы съемочной группе, в частности писатель Иван Дзюба вручает цветы художнице Лидии Байковой после чего подходит к микрофону и говорит: «Наступила реакция 1937 года. Сейчас в Украине проводятся аресты интеллигенции — писателей, поэтов, художников».

В зале присутствуют журналист Вячеслав Чорновил и поэт Василь Стус, последний выкрикивает «Кто против тирании — встаньте». Некоторые люди встают.

В зале появилась служба безопасности. Кинотеатр окружают мужчины в гражданском, начинаются аресты. Те кого не арестовывают, по словам Ларисы Кадочниковой погружаются в длительную атмосферу страха.

Начинается двадцатилетняя эпоха цензурных запрещений и арестов.

Из «Хроники Национального центра им. А. Довженко»

4 СЕНТЯБРЯ 2015-го

Я готова была ждать в кинотеатре «Украина» сколько угодно Президента, который, как водится, опаздывал на торжественный показ, потому что знала: фильм уже более-менее отреставрирован, вот-вот полетят по широкому экрану легендарные красные кони, зашумят карпатские древние леса, помчат дарабы, задрожат трембиты. А еще, наблюдая за суматохой сосредоточенных охранников, которые пропускали гостей, долго ковырялись в моей безразмерной сумке, я раздумывала, что, по-видимому, в такое время чрезмерных мероприятий по безопасности первого лица в государстве не бывает. Что все правильно, появится Президент, будет, по-видимому, какая-то церемония награждений, а затем непременно начнется серьезный разговор о состоянии нашего кинематографа, потому что оно таки жалкое. Столы, которые перед показом накрыли в фойе, были достаточно приличными, сервированными со вкусом, даже изысканностью, но без излишеств, что было бы странно в такие времена. Как уважение почтенных гостей. Я не слишком знаю такие церемонии, всегда считала, что они излишние, но даже эта часть, а еще красная дорожка на лестнице кинотеатра, вечерние платья наших дам указывали на то, что к этому событию тщательным образом готовились. И это вселяло надежду.

Гости нервничали в ожидании, я читала книгу и не слишком беспокоилась о времени. Я ожидала чуда.

Наконец пошли документальные кадры очень некачественной документалистики — хроника создания фильма и политических обстоятельств, в которые он попал потом. Эти кадры явно сняты недавно, но почему такие прыгающие кадры, оглушительный звук, в котором трудно разобрать голос Ивана Дзюбы, а не то, что вдуматься? И почему камера лезет просто в рот этому явно нездоровому мужчине. Почему это сделано так бесцеремонно и некрасиво. В то, что не было на это средств, — не верилось, торжества, связанные с 50-летием выхода на  экраны украинского киношедевра были разработаны постановлением Кабмина №702 от 26 июня. Скажут — плохая техника, неквалифицированные операторы. Так не беритесь. Обратитесь к ученикам Ивана Ильенко, к частным фирмам, которые имеют такую технику. На улице — 21 век. Уже впоследствии прочитала гневливый комментарий руководителя Центра им. Довженко, о том, что государство таки не выделило ни копейки. Все на голом энтузиазме.

То, что было потом, меня остро ударило казенщиной и затхлым бюрократизмом. Хотя, нужно отдать должное, речь нашего Президента была продуманной, все акценты в ней были расставлены. Даже исторические. Были упомянуты Владимир Креститель и Ярослав Мудрый, Грушевский и Винниченко, раздражающих имен, таких как Петлюра или Степан Бандера в ней не было. Остановившись на незапамятных событиях 1964 года он отметил, что среди первых, кто поднял в этом зале перед премьерой фильма «Тени забытых предков» свой голос протеста против политических арестов в Украине были Василий Стус и Иван Дзюба — выходцы из донецкой земли. И о приговоре Кремля  режиссеру несокрушимому Сергею Панину. И о нашей благодарности творцам этого фильма Ивану Миколайчуку, Сергею Параджанову и Юрию Ильенко. Были сказаны хорошие слова и в адрес тех, кто стоял рядом — Ивану Драчу, Ларисе Кадочниковой, Мирославу Скорику. То, что Президент стоял — было правильно. Но совсем неправильно, что рядом стояли уже немолодые люди, даже при таких событиях все же нужно учитывать возраст и здоровье. И уже совсем неправильно было то, что при обмене репликами между мятежным Иваном Драчем и Президентом смазалась острота проблемы, поднятой Драчем — а что делать с нашим украинским кино. Президент отшутился. Потом несколько слов сказали приглашенные гости.  И невероятная музыка Мирослава Скорика. Вот собственно и вся официальная часть.

...Я еще и до сих пор в плену «Теней». Очень давно, еще в ранней юности я смотрела «Тени забытых предков» в хорошем зале, на большом экране, в цвете. Потом только в телевизоре, в черно-белом варианте. С русскоязычной озвучкой. И даже эта черно-белая магия очаровывала. Однако после каждого просмотра меня охватывало невыразительное чувство какой-то непоправимой утраты — фильм будто уходил вдаль, становился чужым, отдалялся, забывалась невероятная красочность, многоцветность, которой переполнена оригинальная картина, она тускнела, угасала в моей памяти, а с ней что-то неописуемо прекрасное, дорогое. И вот второе невероятное потрясение от возвращения этого действительно Великого фильма. Я никак не могу понять, как в те годы, когда нам — детям запрещали колядовать, надевать вышиванки, ходить в церкви, носить крестики, мог появиться такой фильм. Со щедривками, колядками, молитвами, иконами, а еще мольфарами, гаданиями, сложными и поэтическими ритуалами украинского быта. Это вовсе не «поэтическое» кино в том смысле, как его многие воспринимают. Это сложная, многослойная философская медитация украинского бытия. Практически каждый кадр — дышит, излучает тайну, магию первозданности. И невероятный лемковский говор — совершенная, изысканная автентика. Снова и снова вспоминаю, как вдруг, когда я услышала на Майдане над павшими лемковскую песню-плач «Пливе кача» ко мне пришло ощущение, будто над Майданом склонились седые верховины карпатских гор, я выразительно услышала золотой звук трембит. Эту песню киевляне, харьковчане, донеччане восприняли как свою. Было ли бы это возможным, если бы сначала не пронеслись в памяти великие «Тени...» Был ли бы вообще возможным сам Майдан, украинская независимость, если бы 50 лет назад, здесь, в этом зале не бросили бы вызов Системе отважные борцы за волю Украины. В невероятных обстоятельствах они сделали невозможное.

А какие сейчас обстоятельства? Неужели еще хуже, чем тогда, потому что где же тогда, пусть не шедевры, пусть просто думающее украинское кино, например, в Киеве — одной из признанных столиц мирового кинематографа в самом конце 19 в. — в начале 20 годов 20 века. Пока не прошло огосударствление отрасли.

В Стратегии Президента Украины 2020, обнародованной в начале каденции о кинематографе одной строкой — 5 художественных широкоформатных фильмов.  Для Украины на пять лет, как по мне, слишком мало. Однако, как на наш дырявый бюджет — как знать... А может за почином государства потянутся меценаты, возьмутся олигархи... Подключится художественное сообщество...

Я не ждала, конечно, на юбилейном просмотре картины «Тени забытых предков»  научно-практической конференции по вопросам развития современного украинского кинематографа. Мне достаточно было бы услышать от Президента и министра культуры Кириленко, который вел эту церемонию, четкого сигнала, что Президент, правительство осознают место и роль кинематографа в современной информационной войне. Что недостаточно запретить русскую кинематографическую «бормотуху» в наших телевизорах, там должна крутится качественная украинская кинодокументалистика, хорошие художественные фильмы, в которых бы осмысливалась наша история и наша современность.  И что в этом направлении делаются какие-то серьезные шаги, потому что дело одно из неотложных. И давайте не утешать себя десятком хороших украинских фильмов, которые мы считаем шедеврами. Потому что  гениальность «Теней...» знаем не только мы, но и весь мир. Такова правда. Мы до небес захваливаем чуть ли не каждую украинскую картину, однако в прокате они успеха не имеют. И не нужно все сбрасывать на тупость зрителя, потому что фильмов должно быть много, на разные вкусы. И своего зрителя кино должно воспитывать. Воспитывать гражданина и просто многогранную целостную личность. Так, как в течение 50 тяжелых, сложных, трагических лет это делал фильм «Тени забытых предков».

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ