Берлинская картинная галерея (Berliner Gemaldegalerie), среди прочего, владеет без преувеличений роскошной коллекцией Северного Ренессанса, тех самых великих голландцев и немцев. Брейгель, Босх, Дюрер, Кранах и, конечно, Рембрандт — более двух десятков его полотен в отдельном крыле.
В этом году, добравшись до нужного зала, я обнаружил там музейную инсталляцию, которой раньше не видел. Рядом висели два полотна: «Сусанна и старцы» и «Видение Даниила», почему-то с обозначением двойного авторства: Рейнольдс/Рембрандт. На этой же стене, под заголовком «Аутентично сфальсифицированные» — текст, из которого следовало, что названные картины когда-то принадлежали британскому живописцу сэру Джошуа Рейнольдсу (1723—1792) и были основательно переработаны владельцем. Так, 3/4 «Сусанны» переписаны Рейнольдсом, причем с уничтожением оригинального изображения. «Даниилу» повезло еще меньше: весь оригинальный слой краски убран, а поверху нарисована по сути новая композиция кисти сэра Джошуа. Положения фигур и пейзажи (что подтверждается набросками, найденными в мастерской Рембрандта) те же, но оригинальная цветовая гамма исчезла.
Почему он это сделал? Потому что подобные «улучшения» отвечали господствующему вкусу эпохи. Согласно этим воззрениям, Рембрандт был слишком яркий, а, например, Шекспир — слишком грубый. Обоих считали варварами и переделывали на свой лад тогдашние адепты Просвещения и рационализма, сами при этом и действуя совершенно по-варварски.
Собственно, мораль истории слишком очевидна: все ссылки на нормативы, каноны, на «так принято» или «так положено» — это еще одни щупальца древнего и всеохватывающего спрута глупости, который до сих пор прекрасно ладит с человечеством.
Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День Берлин — Киев