Об этом уже сказано и написано более чем достаточно, но с недавних пор фильм «Гамильтон» — живая съемка одноименного мюзикла — стал доступен в Сети. Поэтому наконец можно увидеть, что собственно произвело такое, без преувеличения, сенсационное впечатление на американскую аудиторию и прессу.
Двухактный спектакль посвящен жизни и карьере первого министра финансов и отца-основателя США Александра Гамильтона, сироты-переселенца с карибского острова Невис.
Первый акт охватывает прибытие Гамильтона в Нью-Йорк в 1776, его работу адъютантом Джорджа Вашингтона, встречу и брак с Элайзой Скайлер. Вторая половина — о послевоенной работе Александра казначеем страны, его романе с Марией Рейнольдс, смерти сына Филиппа и, наконец, его собственной гибели на дуэли с Аароном Бэрром.
Исторические сюжеты как для театра, так и для кино — материал неблагодарный по определению. Как соблюсти фактическую точность? Как наполнить жизнь персонажей нужными для драматургии конфликтами, не впадая в упрощение и мелодраму? Относительно просто найти нужные интонации и стихи для отображения восстания и войны, а как зарифмовать и спеть законодательные инициативы и политические дебаты? К тому же рядом дежурят свидетели секты «все было не так», излишне возбужденные обскуранты и другая не слишком образованная, но энергичная и немалая публика.
Автор, композитор и исполнитель главной роли Лин-Мануэль Миранда и режиссер Томас Кейл предложили решение столь же очевидное, насколько и революционное: хип-хоп. Конечно, в «Гамильтоне» хватает и привычных бродвейских оркестровок, но основа — рэперские ритмы, рифмы и речитативы, разные стили читки. Дебаты? Пожалуйста, вот вам рэп-баттл — лицом к лицу, с микрофоном в кулаке, слова как пули, фразы как бомбы. Декорация при этом неизменна и минимальная — условное двухъярусное деревянное строение, равным образом могущее служить трактиром, залом заседаний или полем боя. Поворотный круг в центре. Софиты. Ничего лишнего. Не за чем спрятаться. Вся работа — на актерах и актрисах.
Кордебалет, он же хор, слажен и точен как компьютерный алгоритм: все мысли и события, разговоры и абстрактные категории моментально обретают объем и глубину благодаря этой невероятной живой машине. Психологическое перевоплощение, физическая пластичность каждого исполнителя включительно, конечно, с Мирандой — поразительные. Действие мчится от эпизода к эпизоду, темп выверен настолько, что заскучать даже на секунду просто невозможно. Ни одного лишнего или пустого слова. Ни одного чрезмерного или незначащего движения. Увлекательно, интеллектуально и патриотично.
Американская система образования по праву считается одной из лучших в мире; но спектакль такого уровня, думается, дает зрителям — в первую очередь молодым — не меньше информации об истории, чем хороший учебник.
То есть ничего другого, чем воскликнуть «Вот как надо!» мне как бывшему школьнику и студенту и нынешнему театральному и кинокритику не остается.
И надо это нам не меньше, а даже больше, чем американцам.
А почему бы не рискнуть и не поставить/снять мюзикл о нашей истории? Конфликтов, героев и антагонистов в ней сами знаете сколько — без брома не прочитать, чистый триллер. Хуже все равно не будет. А может быть даже и лучше. Вон какой самурай вышел из Тараса. Не относиться к своим отцам-основателям как к иконам, прекратить оглядываться на советскую школу актерства и все получится. Пусть и не как в Америке. Но за что-то живое и необычное зритель просто расцелует тех, кто ему это живое покажет.
Учитывая это, искренне желаю «Гамильтону» «Глобуса» и «Оскаров». Может, тогда и наши Миранды зашевелятся.