Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Битва за Одессу. Май, который болит

3 мая, 2017 - 15:09

Вот уже три года, когда слово «май» для одесситов ассоциируется не столько с весенними цветами, сколько с болью и непростыми воспоминаниями. Несмотря на то, что Одесса ассоциируется в основном с «Привозом», веселыми «биндюжниками» в порту и Юмориной, на самом деле этот город - большой, сложный и имеет свою кровавую историю еврейских погромов в начале ХХ века, красного террора и Холокоста. И 2 мая 2014 года, к сожалению, вписалось именно в эту историческую ось.

Тогда, три года назад, до конца еще никто не осознавал, что именно произошло, кроме того, что было понятно: Одесса ценой крови смогла избежать еще большей трагедии. Наверное, эти слова покажутся кому-то циничными, впрочем, победа всегда такая - с привкусом крови.

Вспоминая 2 мая, нельзя забывать апрель, март, февраль, которые оказались для города тяжелыми и опасными. Активисты так называемого «Куликова поля» (для тех, кто не знает, - именно на этой площади когда-то находился главный памятник вождю мирового пролетариата, а пресловутый Дом профсоюзов - бывшее помещение обкома партии) не только регулярно проводили многотысячные митинги, но и установили на мачте посреди площади российский триколор. Ни на какие уговоры, доводы и попытки другой стороны и власти пророссийские активисты не поддавались. Уже тогда всем было понятно: просто так это не кончится, и победителем выйдет кто-то один. Разумеется, 1 мая 2014 года, неся красные флаги и лозунги: «Хунта будет разбита» и «Бандеровские бесы, вон из Одессы», - та сторона была уверена в своей победе. Собственно, что имеют в виду люди, когда кричат: «Майданутых - на кол, чтоб Бандера плакал»? Дипломатические переговоры о конституционных изменениях? С того первого мая в память врезался больше всего портрет Сталина в косоворотке и солнечных очках. Огромное модернизированное изображение вождя виднелось над автомобилем, который сопровождал колонну от Оперного театра до Куликова поля. В тот день сторонникам Сталина никто не мешал. Хотя можно догадываться, сторонниками каких методов «общения» с оппонентами они являются. А уже на следующий день, когда колонна «Одесской дружины» под руководством некоего «Капитана Какао» (под этим прозвищем и лыжными очками прятался Сергей Долженков, бывший сотрудник милиции, который за полгода до событий стал достаточно популярным среди одесской молодежи, образовав некий неформальный клуб спортивной и не только подготовки для юношей) напала на толпу футбольных болельщиков, стало понятно, что 2 мая станет днем битвы.

Когда я пишу эти слова, это не значит, что мне не жаль тех, кто погиб со стороны «антимайдановцев». Человеческая смерть - это боль и необратимость, которую уже ничем нельзя исправить. Но и неправильно, несправедливо и более того - ложью - было бы называть погибших невинными жертвами. Когда в апреле «Капитан Какао» лично советовал знакомым журналистам «убираться из Одессы на майские», наверное, он был в курсе. И назвать его жертвой отнюдь не выпадает. Так же как тех, кто сражался на его стороне, но погиб во время столкновений.

Не забывайте, что, согласно выводов экспертов и следствия, из Дома профсоюзов велся огонь и летели бутылки «коктейля Молотова». Кто именно вел тот огонь, пока не установлено. Как установлено еще немало важных вещей, и, к сожалению, вряд ли уже когда-нибудь будет установлено. Чего стоит только приказ убрать Греческую площадь на следующий день, когда были уничтожены практически все доказательства уличных столкновений. Ведь именно здесь, в сердце Одессы, начался бой с применением огнестрельного оружия, и именно здесь погибли шесть человек, из которых первые две жертвы - Андрей Бирюков и Игорь Иванов - были безоружными активистами патриотического движения. И только после этих смертей, после десятков ранений, после того, как стало понятно, что по людям ведется прицельная стрельба из огнестрельного оружия, а милиционеры никак этому не мешают (чего стоят воспоминания очевидцев, которые собственными глазами видели, как «дружинники» Долженкова на детской площадке в нескольких кварталах от Соборной площади, где собирались футбольные болельщики, разгружают черенки для лопат рядом с милиционерами, которые спокойно смотрели на эти приготовления), - так вот, только после этого толпа людей, которые только-что срывали с себя футболки, чтобы перевязать раны друзьям, пошла на Куликово поле. «Хунта», которая «жгла жертв» и «хатыни» - это что-то другое, не так ли?

Тогда одесситы удержали свой город украинским. Вспоминать май 2014 года страшно до сих пор. На самом деле после второго числа гораздо страшнее было 4-го, когда под давлением пророссийских активистов милиционеры выпустили десятки задержанных «антимайдановцев», а захвата оружейной не произошло только из-за ряда факторов, которые в целом сыграли в пользу Одессы. Тогда Южная Пальмира, в которую так любят приезжать жители других городов и областей, кровью удержала саму себя, потому что помощи было неоткуда ждать. Потому что, к сожалению, лично я не очень верю в то, что если бы тогда у нас установили «ОНР», то это образование было бы уничтожено с помощью Киева или иных сил. По крайней мере «ДНР» и «ЛНР» так никто и не уничтожил. Самая большая наша боль - это фраза, прозвучавшая 2 мая 14-го: «Помни, одессит, тебя спас твой сосед-бандеровец». Это невыдуманные истории того, как, спасая затем «куликовцев» из пламени Дома профсоюзов, патриоты с удивлением узнавали, что перед ними - не граждане РФ или так называемого Приднестровья, а - одесситы, иногда - из соседних подъездов. Еще большим удивлением было для «куликовцев» то, что страшные «бандеровцы», которые вытаскивали их из горящих окон, - соседи, знакомые, а иногда - почти родственники. И все - одесситы. От того, наверное, еще больнее.

Поэтому, приезжая к нам на море, не забывайте: Одесса - это Украина, и Украина - ценой крови. Победа далась не легко и не стала счастливым случаем.

...Вчера 2 мая 2017 года, на углу Дерибасовской и Преображенской, была установлена мемориальная доска одному из первых погибших тогда патриотов - Игорю Иванову. К сожалению, количество таких досок в Одессе и области постоянно растет - в зоне АТО погибают те, кто ассоциируется у вас с юмором, весельем и соленым морем. Одесса - она такая. Непростая, большая, разнообразная, с анекдотами и сушеными бычками, гостеприимная и привлекательная. А еще - строгая и сильная. Как вся наша Украина.

Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ