Россия уже семь лет прилагает много усилий, вкладывает много денег и других ресурсов, чтобы «освоить» оккупированный и присоединенный Крым. Вице-премьер России Марат Хуснуллин в Крыму сидит больше, чем в Москве — то добывают воду из-под Азовского моря, то строят опреснительные установки, то перекладывают туда-сюда трубы водоводов, то спасают местных жителей от привезенной из России курортниками «дельты», утрясают конфликты с мусором, загрязнением местности, незаконными застройками, экологическими проблемами.
Так называемый глава Крыма Сергей Аксенов, спикер подчиненного Москве парламента Владимир Константинов мотаются по регионам, агитируя идти на выборы в Госдуму и голосовать за кандидатов от «Единой России», которая, как он говорит, сможет решить любую проблему. Ему нередко возражают — ни проблему воды, ни проблему сногсшибательного роста цен на продовольствие, товары и услуги, даже на бензин, ни проблему инфляции, ни проблемы бедности крымчан никакая «Единая Россия» не способна решить в принципе. Крымские татары настаивают на расширении изучения крымскотатарского языка, развития культуры, образования, религии. Украинцы — требуют дерусификации и развития статуса языка как государственного. Международные организации требуют освобождения более 100 политических заключенных. Владимир Путин едва добился встречи с президентом США Байденом, но на международной арене продолжает оставаться изгоем, которого не приглашают в G7, не ведут переговоры, выдвигают требования сначала вывести войска из Крыма и Донбасса.
Жители сел собрали примерно миллион тонн зерновых, хотя при Украине нередко собирали до 2 миллионов. Министерство курортов всячески пытается натянуть цифру посетителей до спущенной Путиным в 8 миллионов, хотя независимые эксперты предполагают только половину этого количества. Россияне же предпочитают отдыхать на турецких и других зарубежных курортах, где и дешевле, и уровень сервиса несравнимо выше. О Крыме говорят — да у вас тут цены выше, чем в Москве. Крымские пенсионеры, бюджетники, другие незащищенные слои продолжают стремительно беднеть, снижается в среднем уровень жизни и покупательная способность, в связи с чем нарастают протестные настроения. Все чаще в социальных сетях и даже СМИ звучит вывод: а при Украине было лучше. Даже военнослужащие Черноморского флота, которые при Украине «служили на курорте» и получали зарубежные доплаты, которых их теперь лишили и гоняют на учения каждую неделю, говорят — так для чего мы Крым-то забирали? То служили на курорте, а теперь будем воевать?
Порты простаивают, служат только для вывоза крымской пшеницы в Сирию за бесценок, все больше отраслей экономики становятся убыточными. Федеральный центр и так уже дотирует примерно 75% крымского бюджета. Институты и России, и Крыма с каждым месяцем все плотнее окружают санкции, которые срывают экономические программы и проекты, затрудняют производство и управление. Ни строительство Керченского моста, ни еще двух электростанций, ни прокладка энергомоста, ни строительство дороги «Таврида» не обусловили ни снижение цен, ни полного обеспечения энергией, потребительскими товарами, их дефицит продолжает огорчать потребителей, веерные отключения как были, так и остались.
Своим непризнанием Крыма российским «замучили» международные организации, правозащитные организации, международные суды.
Все более угрожающе надвигается перспектива образования «Крымской платформы» как мировой антипутинской коалиции, которая еще больше усилит международное давление на Кремль и покажет реальное место России в мире.
... А теперь вернемся в 2013 год.
Владимира Путина радушно принимали на саммитах G8 и прислушивались к его мнению. Россия в отношении Крыма не имела ни хлопот, ни расходов, ни головной боли. Российские политики ездили в Крым не решать неразрешимые проблемы, а отдыхать и «дразнить хохлов». Вспомните бессовестного Лужкова с его «Севастополь — Одиннадцатая префектура Москвы». Напротив, крымчане с удовольствием продавали России свою продукцию и продовольствие. Крымский курорт был для россиян приоритетным. Они хоть и ворчали о «советском сервисе», но их устраивала близкая и удобная дорога, понятные отношения, а больше всего — дешевизна отдыха и всех товаров, полная обеспеченность высококачественными продуктами. Россияне заводили контакты с отельерами и приезжали из года в год, припеваючи на дешевых продуктах и ??вывозя с собой домой целые закупки украинских продуктов и товаров.
Для Москвы при Украине даже сложная проблема базирования Черноморского флота в 2010 году была снята, им не грозило перебазирование в Новороссийск как минимум до 2045 года. Да и потом, если бы были добрососедские отношения, то Украина разве возражала бы. А с ВМС Украины уже были налажены партнерские, а не воинственные отношения, военные дружили экипажами кораблей, семьями, проводили совместные учения. Было такое, что «черноморцы» шныряли военными кораблями в Африку или Средиземное море и привозили на продажу в Крым заморские фрукты и другие товары.
Владимир Путин и другие чиновники высокого ранга имели и в Крыму личные дачи, успешно отдыхали, проводили международные конференции, круглые столы, переговоры, совещания. Украинские органы власти только способствовали этим мероприятиям, а на известный «фестиваль» «Великое русское слово» даже выделяло средства. В Крыму доминировал русский язык, программы его развития финансировались Украиной — до 90% всех сфер функционировало на русском, здесь почитали и пропагандировали русскую культуру, большинство школ училось на русском, при этом не забывали и об украинском, крымскотатарском, английском, французском, немецком, других языках, что давало учащимся и студентам возможность развиваться более гармонично. Крымское радио вело вещание на семи языках. Украина реализовала большую программу по возвращению и обустройству депортированных общим объемом до 1 миллиарда долларов за все годы. Примерно столько же предоставила Турция, и только Россия наотрез отказалась от выполнения обязательств Бишкекского договора. Их потребности все больше удовлетворялись. Не было политзаключенных, межнациональной и межрелигиозной розни.
...И все это исчезло после февраля 2014 года. Почему? Чего не хватало Владимиру Путину для успешного «управления» Россией? Жизнь двух стран полетела кувырком и превратилась в аннексию Крыма и войну России в Донбассе. Для чего он накинул себе, всей России, всей Украине, миллионам россиян и украинцев этот груз и поломал всю систему международных отношений, утвержденную еще Хельсинкским актом? Погибли по его вине десятки тысяч людей, миллионы стали беженцами. «Мы никогда не будем братьями» — написала украинская девушка. Она полнее и глубже поняла ситуацию, чем Путин!
В общем Украине не страшно. Рано или поздно наши убытки Россия полностью возместит, хотя уже в качестве репараций и контрибуций. А вот возместит ли Владимир Путин убытки от его правления россиянам? И вернет ли он народам России и Украины время, потраченное на войну вместо согласия и развития? Вопросы риторические.