Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Истина подлецов

23 июля, 2014 - 12:34

Кто-то недавно заметил, что, при всем разнообразии форм почитания военных, в СССР почти не было памятников жертвам войны. Да, у нас есть памятник погибшим в Бабьем Яру, правда, появился он только в 1976 г. благодаря постоянному давлению общественности, выполненный в привычной громоздкой манере, а назывался «памятник советским гражданам и военнопленным солдатам и офицерам Советской армии, расстрелянным немецкими нацистами в Бабьем Яру» — ни слова о сотнях тысяч убитых евреев. Да и это, скорее, исключение.

О советском культе победы во Второй мировой войне (идеологически суженной до Великой Отечественной) сказано много. Среди прочего, военная тема давала возможность писателям и сценаристам создавать сюжеты с живыми характерами и эмоциями, а зрителям — этим героям сопереживать.

С хорошими сюжетами или нет, но война представлялась как ряд подвигов и успехов, лишь немного омраченных потерями. Да, о 20 миллионах говорили. Но 20 миллионов погибших от частого, бездушно-пропагандистского употребления превратились в такое же общее место, как и парады на 9 мая. Как следствие, война казалась далекой воображаемой реальностью, в которой воевать не страшно, потому что враги — уязвимые идиоты, а их разгром неминуем. Прогулка, а не война. Самое печальное, у России, так же как у части украинского общества, такое трафаретное отношение, это «деды воевали» живет и до сих пор.

Так бы оно и продолжалось, но вдруг у нас, здесь, в сонной, беззаботной, неповоротливой Украине началась война. Настоящая. И оказалось, что война — это страшно, что это кровь, боль, муки, жертвы — причем,  большей частью невинные, и никакая победа здесь не утешит.

В фильме Александра Кайдановского «Жена керосинщика» (1988) есть один герой — священник, бывший фронтовой пилот. Он там говорит фразу, которая запоминается с первого же раза: «Победа — это истина подлецов». Эта патетическая реплика и до сих пор звучит точно. 70 лет подряд преступники уничтожали десятки миллионов людей — в тюрьмах  или, заваливая позиции врага горами трупов, — а чтобы никто ни о чем не задумался, превратили победу в религию, которая нуждается во все новых жертвоприношениях под фанфары и приветственные крики радостной паствы. То же самое верно для любой диктатуры в целом — все равно, это Ирак времен Саддама или нынешняя Северная Корея. Недаром в антиутопии Оруэлла «1984» практически все называется «Победой» — от спичек до домов. Победа, всегда победа, хоть дохни от голода, но гордись.

Ныне подлецы со своей подлой  истиной опять лезут к нам из своего лживого, кровавого прошлого — в наше сегодня.

Поэтому, если хотим победить по-настоящему, победить окончательно — всегда помним о цене, которую придется заплатить за это.

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ