Каждый из нас, по крайней мере несколько раз в год, пользуется услугами железной дороги. И трудно не заметить, насколько сегодня перегружен Центральный киевский вокзал.
Киев все больше превращается в столицу европейского государства, поэтому все острее встает вопрос о перезагрузке Центрального киевского вокзала и необходимости строительства в столице новых пассажирских вокзалов на главных направлениях транспортных потоков.
Хотя их якобы официально три, но если реально, то почти пятимиллионный Киев на сегодня имеет только один центральный вокзальный комплекс, который принимает на себя пассажиропоток поездов дальнего следования, в который входит еще и спаренный с ним пригородный вокзал.
И если сравнивать с менее населенными столицами стран Европы, имеющими по три-пять вокзалов, то сравнение будет явно не в пользу украинской столицы.
Ведь вокзал «Киев-Пассажирский» постоянно перегружен, его пассажирские потоки были рассчитаны на численность населения Киева, которая составляла в 60-е годы 1,5 миллиона человек.
Поэтому станция метро «Вокзальная» явно не приспособлена к передвижению такого количества людей, как и наземный транспорт вокруг нее, что создает пробки и добавляет дополнительные выхлопные газы в центре столицы.
Становится все более очевидно, что сегодня для украинской столицы как минимум нужны еще три вокзала.
В свое время активно поднимался вопрос о строительстве в Киеве еще одного вокзала - около железнодорожной станции «Святошин». Но тогда дальше обсуждения этого вопроса так и не пошли.
Теперь же, когда Центральный киевский вокзал перегружен, этот вопрос снова встает на повестке дня. Так, в районе железнодорожной станции «Святошин» вполне можно было бы построить Европейский вокзал, взяв за основу движение поездов в европейском направлении.
Собственно, это очень удобное месторасположение, потому что рядом у современной железнодорожной станции «Святошин» находится одноименная станция метро. И пересадка пассажиров с этого вокзала на метро была бы оптимальным решением для пассажиров.
Если рассматривать возможность строительства Европейского вокзала, то речь может идти о пилотном проекте для Украины. Масштабный, четко функционирующий и интегрированный в окружающую транспортную среду железнодорожный узел (с современным оборудованием и высоким уровнем модернизации) может стать эталоном транспортного узла будущего.
Он сможет принимать скоростные поезда, которые будут курсировать в западном направлении нашей страны, и одновременно будет удобно соединен со станцией метро, городскими автобусами и такси.
Неоднократно бывая в Польше, приходилось наблюдать за положительным опытом Варшавы по реорганизации пассажирских перевозок.
На сегодня в столице Польши функционирует шесть вокзалов. Но поезда дальнего следования останавливаются на трех вокзалах: «Варшава-Восточная» (Warszawa-Wschodnia), «Варшава-Центральная» (Warszawa-Centralna) и «Варшава-Западная» (Warszawa-Zachodnia).
И «хороший» поезд останавливается последовательно на всех трех: сначала на «Варшаве-Восточной», затем на «Центральной», затем на «Западной».
Кстати, местные жители часто выходят уже на вокзале «Варшава-Восточная», но это «вокзал» скорее по названию, так как представляет собой просто множество перронов практически под открытым небом.
Обычно туристы проезжают дальше - до «Варшавы-Центральной». Как только поезд ныряет в туннель - это сигнал к тому, что скоро выходить.
«Варшава-Центральная» - это подземный вокзал, все коммуникации спрятаны под землей, поэтому он расположен почти в центре города и при этом совершенно не мешает городским транспортным коммуникациям. Поскольку на поверхности земли находится только одно стеклянное здание.
Если же вы варшавянин и не живете в центре польской столицы, то вам удобнее будет начинать свою поездку с «Восточного» или «Западного» вокзалов или, наоборот, где поезда начинают свой путь и время посадки более длительное.
Затем все поезда идут через вокзал «Варшава-Центральная», там стоянка менее пяти минут, но этого вполне достаточно, чтобы сесть в свой вагон.
Остальные вокзалы - «Варшава-Центр города» (Srodmiescie Warszawa), «Варшава-Виленьска» (Warszawa Vilenska) и «Варшава-Гданьск» (Warszawa Gdanska) - обслуживают пригородное сообщение.
По большому счету, нужно говорить о необходимости не только изменения транспортной логистики Киева, но и об изменении концепции развития украинских железных дорог в целом, которая как максимум соответствует системе взглядов эволюции железнодорожной отрасли пятидесятых годов прошлого века.
Дело в том, что нынешнее железнодорожное хозяйство (хотя оно в Украине довольно развито) не соответствует не только инфраструктуре обеспечения, которая могла дать возможность разбить железнодорожное хозяйство Киева на несколько вокзалов, но и будущим пассажирским потокам.
Ведь в будущем использование железной дороги как мощной транспортной пассажирской магистрали будет расти, если в ближайшее время украинская экономика будет развиваться и интегрироваться с критериями и требованиями Европейского Союза. А это существенно увеличит пассажиропотоки, возможно, даже в несколько раз.
Это необходимо учитывать при построении новых вокзалов и новой инфраструктуры вокруг столицы, поскольку столичный Киев - это ворота во внешний мир, в Европу и площадка, на которой перенимается передовой опыт всеми частями украинского общества.
Рассматривая развитие общей инфраструктуры, а не только вокзалов и железнодорожной сети, необходимо упомянуть еще один очень важный фактор. Ведь опыт европейских стран мог бы дать возможность в считанные годы преодолеть ту пропасть, которая существует между железной дорогой Украины и стран Евросоюза.
Связанность железнодорожной отрасли с Европейским Союзом не только приблизит Украину к Европе, создаст не только промышленные или продуктовые, но и финансовые потоки на всех уровнях, которые можно быстро развить и дальше.
Возможно, есть смысл сразу привлечь к созданию современных вокзалов в Украине западноевропейских партнеров. И именно с этого начать интеграцию с железнодорожным хозяйством Европейского Союза.