Стоя у кассы в одном из супермаркетов Вроцлава, замечаю человека на инвалидной коляске, который с выбранными товарами направляется к кассе тоже. Механически оглядываюсь: кто-то должен ему помогать. Неужели он вот так взял и приехал за покупками? Мне, учитывая украинские реалии, так трудно взять и поверить в увиденное.
Об этом уже сказано сотни раз в печати, но... Но угол пандусов, спешно построенных к Евро-2012, действительно остается настолько большим, что на них можно только смотреть и никак не пользоваться по прямому назначению.
Таня Малярчук в «Биографии случайного чуда» достаточно ярко описала такую ситуацию: чтобы получить некачественные бесплатные инвалидные коляски от государства, нужно сначала выиграть войну с бюрократической мясорубкой. И не факт, что «коляску» выдержит съезжание с первого же тротуара. Помню фразу писательницы в одном из интервью: «Знаете, что меня больше всего поразило в Вене, когда туда приехала? ...То, как много людей на инвалидных колясках передвигаются по городу. Живя семь лет в Киеве, не видела ни одного человека на коляске. У нас людей с ограниченными возможностями значительно больше. И где эти люди прячутся? Сидят по своим квартирам, не имея возможности спуститься вниз. Это страшно».
Теперь увиденное складывается в весьма четкий пазл.
Как-то ожидая на перроне столичного вокзала свой поезд, заметила, с какими трудностями двое мужчин втягивали (именно так, «втягивали» — это наиболее уместное слово) молодого парня на коляске. Вы же помните наши вагоны с тремя крутыми ступеньками, по которым любому нелегко подняться. Тем более с чемоданом. Тем более с костылем. Тем более на коляске с чемоданом.
Так вот, вернемся к парню. Знаете, в его взгляде читался жгучий стыд за то, что он причина стольких неудобств. А почему, если разобраться, ему должно быть стыдно? За то, что он такой? Другие же люди не стесняются, что могут попасть туда, куда хотят. И вообще украинцам не стыдно, что инфраструктура построена под физически здоровых людей.
Во Вроцлаве была поражена тем, что поезда удобны для всех людей. Судите сами: двери автоматические. Открываются нажимом кнопки, которая находится приблизительно на высоте 1.2 м от пола. Во-вторых, порог вагона и перрон на одном уровне: заехать на коляске — без проблем (и это, кстати, касается всего общественного транспорта).
Дальше — уборная. Вы обращали внимание на туалеты в отечественных поездах? Ни при каких условиях их нельзя считать удобными. В европейских — широкий туалет со специальными перилами и кнопкой открывания дверей, чтобы человек с особыми потребностями мог без посторонней помощи воспользоваться уборной.
К тому же, в вагоне предусмотрено широкое комфортное купе специально для особых пассажиров.
Дальше лифты, тротуары, пандусы — все построено с толерантностью и заботой.
Подруга, вернувшись после учебы в Европе, рассказывает: «Представляешь, к лифту в нашем общежитии ведут несколько небольших ступенек. И там, рядом небольшой подъемник, чтобы человек в коляске мог без препятствий подняться. Это так продумано и удобно!»
Да, об этой теме было не раз уже сказано в СМИ. И роль государства здесь, бесспорно, большая. Но! Кто запрещает предпринимателям строить магазины с удобными порогами? Кто не разрешает общественные туалеты строить для потребностей людей с ограниченными возможностями? То же касается заведений питания, гостиниц и других объектов сферы обслуживания.
Эти люди имеют право на то, чтобы чувствовать себя уверенно. Где угодно. А особенно в своей стране.