Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Лекарство против слепоты

Понимает хоть кто-нибудь в государстве, что нация с ошибочной системой образования обречена?
15 ноября, 2016 - 12:00

Все начинается с человека — и достижения, и победы истории, и социальный прогресс, и реформы, и революции и контрреволюции. И деградация нации тоже. А точнее — все начинается с образования, которое единственное (не безграничная сумма необходимой информации, пусть даже тысячу раз «модерной» и «инновационной», а точное, и адекватное знание об этике, человеке, обществе и окружающем мире) может вылечить сущих на нашей земле от тяжелой болезни — мировоззренческой слепоты. Болезни, что страшнее СПИДА и болезни Дауна.

Лекарства от этой болезни давно известны цивилизованному обществу — Образование. Наука. Демократия. Однако создается впечатление, что в Украине слишком много людей, от которых зависят государственные решения, не понимают, что нация с ошибочной системой образования и разрушенной наукой обречена. Как еще можно объяснить то, мягко говоря, крайне тяжелую ситуацию, в которой находится Национальная академия наук Украины, основанная еще в ноябре 1918 года гетманом Скоропадским (указы от 14 ноября 1918 г. и от 27 ноября 1918 г.). НАН Украины постоянно «стареет», финансируется в позорно мизерных масштабах, к ее экспертным советам власть упорно не прислушивается, зато обвиняет Академию в «низкой эффективности».

Поэтому действительно цивилизованная, гуманистическая, тщательным образом выверенная, продуманная система образования нации (не только «с 6 до 25 лет», но на протяжении всей жизни, непрерывно, до самой старости. Еще почти 2000 лет назад Сенека утверждал: «Сколько лет ты не прожил бы, всю жизнь следует учиться») — это и есть наше лучшее «летальное оружие» против происков имперского агрессора, лучшая «стена» против посягательств «вечно вчерашних» путиноидов. Потому что образование дает человеку главное — истинную, правдивую систему ценностей (не стоит сужать его, образование, лишь к сфере действия учебных заведений, от  детсадов до вузов. Настоящее образование — это уроки жизни, уроки людей, близких, родных, уроки, почерпнутые из великих, нетленных книг. В то же время, бессмысленно приуменьшать значение образования в более узком, конкретном смысле слова — как системного процесса приобретения индивидуально и общественно необходимой суммы знаний).

Прибавим также, что необразованный человек — это не только и не столько (не обязательно) тот, который не имеет этой суммы знаний. Как склонен считать автор этих строк, это — такой человек, который не имеет (потерял, никогда и не получал) четкого понимания причинно-следственных связей процессов, происходящих в общественном и естественном пространстве нашего бытия. «Незабываемым», «неоценимым» является здесь вклад наших дремучих, пустых и высокомерных СМИ, которые (извините на слове) буквально дебилизируют миллионы людей, искривляя их мышление, не учат их правильно мыслить, а вместо этого «кормят» их примитивными «битвами экстрасенсов» и «мильными» сериалами. Это — преступление. В частности, и потому, что такие зрители лишены ценностей и, следовательно, не способны на действительно демократический выбор.

Основа основ гуманистического национального образования — это воспитание (развитие!) способности самостоятельно мыслить. Блестяще написал об этом (еще в 1787 году) великий Иммануил Кант: «Образование — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится вполне по собственной вине. Несовершеннолетие является неспособностью пользоваться собственным умом без руководства со стороны кого-либо другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое несовершеннолетие, причина которого кроется не в слабости ума, а в нехватке решительности и мужества пользоваться своим умом без постороннего руководства. Осмелься быть мудрым! Имей мужество пользоваться собственным умом!» Кажется, лучше не скажешь. Причем это предостережение Канта и сегодня имеет мощный, жесткий политический аспект. Российская агрессия на востоке Украины была бы невозможной без «зомбирования» сотен тысяч, миллионов людей, органически неспособных свободно мыслить и анализировать окружающий мир (пусть даже определенная часть таких людей и имела «престижные» дипломы — сути дела это не меняет).

Кстати, только абсолютно необразованный человек может считать философию (так же, как и историю, язык, высокую литературу) «абстрактными», оторванными от реальной жизни дисциплинами (приведенное высказывание Канта как нельзя лучше это опровергает), в то же время интенсивно вводя в учебный процесс «основы» тех или иных «технологий». Прав, очевидно, был Лев Толстой, в свое время утверждая: «Важно не количество знаний, а их качество. Можно знать очень многое, не зная в то же время того, что является наиболее нужным». Это — не говоря уже о воспитании гражданских и патриотических ценностей, что сейчас должно быть безусловным приоритетом. Ведь тот же Луций Анней Сенека еще в античные времена имел все основания утверждать: «Безграмотный человек является доверчивым и легкомысленным» (а сегодня? Нужно лишь иметь в виду, что Сенека говорил о мировоззренческий неграмотном человеке, который становился, становится и будет становиться легкой добычей пропаганды злобных подонков). А Дэне Дидро справедливо считал, что «образование предает человеку достоинства, и даже раб начинает осознавать, что он не рожден для рабства». Следует также обратить внимание и на мнение Гете: «Те, у кого мы учимся, правильно считаются нашими учителями, однако не каждый, кто учит нас, заслуживает это звание». Мудро написал и Мишель Монтень в своих «Опытах»: «Чтобы научить другого, нужно больше ума, чем для того, чтобы научиться самому».

Подводя итог, заметим, что и главный редактор «Дня», и наша команда не устают подчеркивать: будущее Украины вообще и украинского образования в частности — в органическом сочетании национальной идентичности и модернизации. Это — ключ к решению проблем. Следует лишь помнить о триединой природе человека: социальной (следовательно, в частности и национальной), неповторимо индивидуальной и биологической. Следует не забывать, что софийность, мудрость является «добавленной стоимостью», не зависящей от суммы знаний. Следует, наконец, осмыслить слова Конфуция: «Даже в обществе двух людей я непременно найду, чему именно у них научиться. Достоинства их я буду пытаться перенять, а на их недостатках сам буду учиться».

А пока — «топ-темой» новостей на «украинских» телеканалах является драка между народными депутатами Олегом Ляшко и Юрием Бойко...

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ