Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На идейном фронте

16 марта, 2022 - 16:35

Нынешняя война между Россией и Украиной, которая началась еще в марте 2014 года, а 24 февраля 2022 вошла в фазу тотального вооруженного конфликта, требует от украинского общества концентрации усилий не только на военном, дипломатическом и экономическом фронтах. Она потому и тотальная, что охватывает все без исключения сферы жизни. И наша победа нужна на всех фронтах.

В настоящее время идет речь об идейном, а конкретно о мировоззренческо-научном фронте. Он требует самого пристального внимания. Победа на нем чрезвычайно трудно дается, потому она не менее необходима, чем военная или дипломатическая. И еще такой нюанс: нам помогают вооружением. Нам помогают на международной арене. Но на идейном фронте наш наилучший союзник – мы сами.

Речь о потребности преодолеть все совково-рашистские стереотипы, которые до сих пор живы в сознании не только рядовых украинцев. Они, к сожалению, все еще присутствуют в научном, культурном и в общественном обращении. Более того, в нынешних военных условиях они даже, как это ни странно, возобновляются.

На первом плане оказалась проблема общественной оценки нынешней войны. Весь украинский народ единодушен в восприятии путинского вторжения как преступной агрессии против нашего независимого государства. Агрессии, официальной целью которой стало навязывание нам своей воли, своего мировосприятия, своей идеологии. К такому именно к заключению пришел (приходит) и весь цивилизованный мир.

Но у нас относительно этого возникла существенная проблема. Как украинское общество должно назвать эту войну. Раздаются голоса, что это – освободительная война. Да, идет речь действительно о полном и окончательном освобождении двух украинских областей и Республики Крым, захваченных еще в 2014 году. Однако суть проблемы в другом. Мы – государство, народ – не освобождаемся от чего-то. Мы – свободное государство, и боремся за нашу землю, за наш народ. Поэтому и войну нужно назвать Отечественной.

Некоторые ура-патриоты отрицают, указывая, что это – имперский термин, замусоленный советско-российской пропагандой. И что у нас нет слова «Отчизна», а есть «Батьківщина». Должен возразить – слово такое в украинском языке существует, но практически не используется в виду его соответствия русскому «Отечество». Но соответствие – не тождественность. Тот факт, что другая сторона сделала из понятия «Отечество» фейковый жупел (георгиевская лента, «Бессмертный полк», «Деды воевали»), не запрещает использования нашего термина «Вітчизна». Так же не подходит и просто «российско-украинская война». Таких войн, начиная с ХІІ века, было очень много. В таком множестве растворяется смысл нынешней войны.

Возвращаясь к мировоззренческим проблемам, стоит отметить наше отставание в преодолении имперского российского наследия в первую очередь в историософских проблемах. Невзирая на попытки нашей официальной историографии, видим, что до сих пор смотрим на наше прошлое уже украинскими глазами, однако сквозь российские очки. От них, наконец, нужно избавиться. Тогда весь «советский» период истории Украины предстанет тем, чем он был в действительности: длительной российской оккупацией, несколько тюнингованной под «квазиукраинскую» государственность. Понятно, что это вызывает внутреннее сопротивление старшего поколения историков, в основном гуманитариев. Они не могут сами себе простить, что долгое время работали под полным идейным контролем оккупанта, следуя его наставлениям, и по его лекалам, освещая историю Украины. Доказывают, что в советское время всячески пытались отстаивать ограниченные, однако украиноцентричные идеи. Пусть будет так. Но в настоящее время нужна коренная ревизия всей нашей идейной парадигмы. Пора сделать ее исключительно украиноцентричной, направленной на полный отказ от всех остатков советского/российского наследства.

Украиноцентричность, по моему мнению, заключается вовсе не в доведении исконности украинской нации, ее первенства во всех направлениях развития культуры. Это очень примитивно и вовсе не научно. Украиноцентричность заключается в том, что нужно ревизовать все без исключения направления гуманитаристики. Их следует направить на освещение основного, основополагающего: Украина всегда была европейским государством. Даже в негосударственные времена она находилась в лоне европейской цивилизации. Попытки российской оккупационной власти (имперской российской, российской коммунистической) оторвать нас от Европы не имели окончательного успеха, но существенно повлияли на самосознание украинцев в ХІХ-ХХ вв. Именно поэтому провозглашение независимости в 1991 г. не привело к определению главного курса, стало «многовекторным» поиском мировоззренческих ориентиров. И только события начала ХХІ в. наконец положили конец этому бессмысленному шатанию между Востоком и Западом. Не в последнюю очередь с помощью агрессивного давления Путина, которое не признает ни украинского народа, ни украинской истории, состоялась окончательная консолидации нашего общества. Поэтому созданы все условия для преодоления «малороссийской «меншовартості», адаптации взглядов на Украину, украинский народ как на равных в европейской (даже не евразийской) семье. Большие усилия для этого, и на этом стоит отдельно отметить, приложило интеллектуальное издание «День» – своими газетными публикациями, своими книгами. Первой из них стала «Сила м’якого знака», последней – «Детокс».

В то же время это значит и пересмотр своего отношения к «великому русскому народу», «великой русской истории». Незамедлительно следует начать академическое научное исследование российской истории с украиноцентричной позиции. Из такого исследования абсолютно закономерно, я уверен, вытекает определение российской цивилизации как отстраненной, даже тупиковой линии мирового цивилизационного развития. Понятным станет феномен 800-летнего существования «азиатской деспотии» на 1/6 земного шара. Деспотизма, который лишь тюнинговался на протяжении трех последних веков под общество европейского образца, или коммунистическое государство. А в действительности был лишь ужасным искажением Истории. Главными его чертами стали жесткий централизм (культ царей, коммунистических вождей, Путина), бесправность и безгласность всей массы населения, опора на военные силы, агрессивная захватническая политика. В идеологическом плане – «Третий Рим», «Православие, самодержавное, народность», российский коммунизм (большевизм), наконец – нынешние «скрепы».

Нужна масса литературы (популярной, научно-популярной, академической; брошюры, книги, монографии), адресованной зарубежной аудитории, изданной на английском, немецком, французском и др. языках. Нужно приложить все усилия, чтобы окончательно донести до той аудитории объектность Украины, ее народа, сломать, наконец, тот идеологический конструкт, которым два века Россия кормила Европу и Америку. Так же нужны и труды об истории России, написанные украинскими авторами. Демонтаж «русского мира» за рубежом, раскрытие его «величия», искусственности, нежизнеспособности, фальшивости – задача самая неотложная из всех неотложных. Нужно, наконец, полноценно показать, что Украина - не Россия-2, не АнтиРоссия, а государство отдельное, независимое, самодостаточное.

Вне сомнения, такая работа требует чрезвычайного напряжения усилий всего гуманитарного сообщества. Без отдельного государственного финансирования, без полноценной государственной программы с финансированием по принципу «здесь и сейчас» не обойтись. Справедливым будет, если поддержка такой программы будет осуществляться за счет российских репараций.

Пытался очень кратко выразить текущие мысли. Надеюсь, что они найдут понимание в государственных, научных институциях, будут способствовать осознанию этих очевидных фактов.

Георгий Папакин, д.и.н., директор Института украинской археографии и источниковедения им. М.С. Грушевского НАН Украины

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ