В эту среду на встрече с рабочей группой по подготовке изменений в российскую Конституцию Владимир Путин среди прочих дежурных глупостей предложил закрепить в Конституции России «историческую правду» о «победе России во Второй мировой войне». Ну а где еще как не в основном законе России должно быть записано, кто брал Берлин, как закончились Ледовое побоище, Куликовская битва и Бородинское сражение, что это именно россияне изобрели радио, паровоз и самолет, и, это самое главное, что нет никакой Украины. Как сформулировал в эту же среду опубликованном интервью уже отставной советник Путина Владислав Сурков, «расстройство умов под названием «украинство» есть, а никакой Украины нет». — Хоть сейчас в Конституцию России!
В это самое время в Киеве на «Age Of Crimea Forum 2020» президент Украины Владимир Зеленский что есть силы тужился сформулировать украинскую национальную идею. Вышло у него дословно так: «Неделя состоит из семи дней, планета Земля круглая, а Крым — это Украина. Наше общество может спорить о многих вопросах, но это не вызывает никаких ссор или сомнений, здесь украинцы на 100% едины. Следовательно, возвращение Крыма — это бесспорная часть нашей национальной идеи». Следует ли из этого, что по мнению президента «частью нашей национальной идеи» являются также форма Земли (а значит первым украинцем был Эратосфен) вместе с продолжительностью календарной недели, раз это тоже не вызывает споров у 100% украинцев, тут для меня открытый вопрос.
Не суть что наш президент пожертвовал когда-то ради кавээна лекциями по логике и политологии, и путает государственную идеологию (частью которой является национальная идея) и национальное сознание (совокупность ментальных установок, и вот тут место для коллективных представлений о политических границах, позволяющих группе людей осознать свою общность как нации). Главное, даже став президентом, Владимир Зеленский, как в большинстве его избирателей, так и не сформулировал для себя, что делает его украинцем. — В конце концов, Украина и украинцы были до, и несомненно будут существовать и после того, как утратит политическую актуальность ответ на вопрос, «Чей Крым?».
По впечатлениям от встречи в Париже тот же Сурков в интервью отметил у Зеленского «легкость необыкновенную в мыслях» — как заметили многие, парафраз из гоголевского «Ревизора», в смысле, неглубокий, легкомысленный, взбалмошный человек. Но в том же интервью Суркова есть еще один, более пространный фрагмент, так же напрямую имеющий отношение к нашему президенту. Там где он объясняет, что имеет в виду, говоря «Украины нет. Есть украинство». «Украинство», — говорит Сурков, — это такое «специфическое расстройство умов... Сумбур вместо государства. Борщ, Бандера, бандура есть. А нации нет». И, к сожалению, приходится признать, в головах нашей нынешней власти именно что «сумбур». — Ну, а чего еще ждать от людей, всю свою сознательную жизнь последовательно высмеивавших все украинское, и, ирония судьбы, неожиданно для себя оказавшиеся во главе Украины.
В интервью Суркова «Актуальным комментариям» есть один небольшой фрагмент, про «изменившийся контекст» как причину его отставки с поста помощника президента России по вопросам, связанным с Украиной, который многие у нас экстраполировали на перспективы отношений России и Украины. Сам Сурков чуть выше говорит о том, что не видит, как Донбасс может вернуться в состав Украины. А, раз он ушел в отставку, «изменившийся контекст», решили у нас, это отказ в Кремле от проектов создания квазиреспублик или интеграции Донбасса в состав России в пользу возвращения его, вместе со всем ворохом проблем — социальных, экономических, экологических, политических — Украине. Вместо раскола Украины, якобы путем инфицирования ее Донбассом, поглощения Украины целиком.
Да, в некотором смысле в Украине после выборов прошлого года «контекст» и правда изменился. И «сумбур» у украинской власти (ну, помните, сурковские «три Б»: «борщ, Бандера, бандура»), судя по высказываниям того же нового директора Института национальной памяти, теперь без Бандеры «в голове». А вот у российских элит, что у действующего президента России, что у его отправившегося на отдых экс-помощника по Украине, судя по тому, как в этой части совпали недавнее интервью Путина ТАСС и «смс-интервью» Суркова «Актуальным комментариям», пещерные представления об Украине и украинцах все еще в силе. Как в силе общее убеждение, что этих якобы существующих «только в головах» украинцев нужно «к братской любви принуждать». Разница разве что в степени приложении силы, ну и в том, что отныне россияне будут в отношениях с Украиной эту силу и пряник обещаний Зеленскому мира чередовать. В надежде сыграть на «расстройстве умов», «сумбуре в головах», а в переводе, дезориентировать и без того с трудом остающуюся на ногах украинскую власть. Чтобы в удобный момент подставить ей братскую ногу.