Сакральная дата для путинской России вызвала полемику и в нашем обществе. Многие журналисты высказали мнение - перенести 9 мая на 8-е в духе европейского календаря и часа капитуляции Третьего рейха. Однако это не совсем то, что сегодня необходимо каждому из нас. Проблема гораздо глубже и касается исторической памяти украинцев всего XX века.
Я окончил школу в Подольске Одесской области, бывшей Бирзуле. В этом небольшом пристанционном городке в период с 1903 по 1914 было сформировано три полка из местного населения. Почти все призванные бирзульчане погибли в русско-японской и Первой мировой. Но в городе нет ни одного памятника этим жертвам. Зато стоят выкрашенные бронзовой краской – безымянные солдаты «Великой Отечественной». Кто они, где родились и какое отношение имеют к местам установки памятников – никто не знает. Что не мешало жителям Котовска и Подольска десятилетиями праздновать 9 мая. А сьогодні пропозиція така - святкувати, але 8 травня. Нет проблем, будут праздновать днем раньше, а то и два раза. Народ выходные любит.
Но праздновать нечего. 9 или 8 мая могут быть только будничными днями, в которых скорби должно быть меньше гнева. Без возмущения беспамятством, без проклятья палачам, не выйдет передавать из поколенья в поколенье предупреждения о Холокосте и легкости превращения народов в пособников убийц.
Войны прокатывались по Украине с запада на восток, потом с востока на запад. По сути, каждый город страны подвергался разрушениям дважды. И население страдало от насилия тоже дважды: при захвате и освобождении. Об этом нет вещественной памяти. Во всей Одесской области только в маленьком Ананьеве, стоящим далеко от магистралей, я увидел недавно установленный крест, погибшим воинам УПА. Больше нигде нет, хотя и солдаты УПА, и гайдамаки времен Скоропадского, сложили в этих краях свои вольные головы.
Рядом с городской чертой Одессы расположен хуторок, долго носивший имя садиста Мизикевича, лично расстрелявшего десятки немцев-колонистов. Позорную фамилию убрали, но память о немцах, боровшихся с большевизмом, сохранилась лишь глубоко в архивах. Таких примеров – сотни. И нет ни одного упоминания о людях, переживших фашистскую оккупацию, но замученных в советских лагерях. Они до сих пор остаются инкогнито, хотя их количество огромно.
Почему я говорю о прошлом, казалось бы, не имеющим связи с нынешним выбором между 9 и 8 числами мая. А потому, что прямо сейчас в эти самые минуты, когда мы пишем или читаем рассуждения о далеких войнах, гибнут тысячи украинцев. И причина этой гибели не изменилась за столетие. Среда способствовала утрате памяти. Мы продолжали делить мертвых на своих и чужих, отбросив их генетическую связь с каждым из нас. Мы заменили все войны одной, забыв, за что и сколько времени боролись наши предки.
Народы Европы не смогли победить, цитирую по Википедии, «идеологию и общественно-политическое движение в рамках авторитарного милитаристского ультранационализма и соответствующей ему диктаторской формы правления с жёсткой регламентацией общества и экономики». Русский фашизм пришел на смену немецкому. «Победобесие» пробудило захватнический инстинкт. Произошла репликация человеконенавистнического режима. Праздник «со слезами на глазах» потребовал крови на руках. Так стоит ли замирать у обелисков в лицемерной скорби по давно убитым, если к нам взывают мертвые современники, тепло чьих рук еще помнят наши ладони?
Что было на той войне, мы уже знаем по этой. По поведению оккупантов, по альтернативе победить или умереть, по угону женщин и детей в четвертый рейх, по «неизвестным солдатам», брошенных в посадках, по полевым крематориям, заменившим печи, по раскопкам мест массовых убийств гражданского населения…
Нет. Я не стану отмечать ни 9, ни 8 мая. Буду ждать своего дня победы над фашизмом. И буду надеяться, что моим согражданам хватит ума и воли сделать эту победу общеевропейским достоянием, чтобы памятники погибшим украинцам стояли в столицах наших союзников. Чтобы аморфный слоган «это не должно повториться» приобрел структуру защиты от вражеских поползновений. Чтобы наших детей и внуков не снимали с уроков на повинность в почетных караулах, а они сами приносили к постаментам цветы и открытки. Чтобы все мы наконец избавились от мусора советской истории, с ее придуманными героями, праздниками и атрибутами. Уверен, это произойдет, как уверен в том, что ни одного «неизвестного солдата» у нас никогда не будет.