Недавно ко мне через «Фейсбук» обратилась коллега-журналистка. Попросила дать комментарий относительно степени влияния документального кино на общество. Как часто бывает, рутинный разговор побуждал к размышлениям в более широком контексте.
Действительно, до недавнего времени в общественном сознании документальное кино занимало положение, близкое к маргинальному. Увидеть более-менее качественный неигровой фильм можно было или на кинофестивале, или в интернете, а количество зрителей лишь немного превышало круг знакомых режиссера.
Изменения обусловил ход истории, которая обрела в Украине безумное ускорение и головокружительную непредсказуемость. В сущности, именно документалисты выступили летописцами Зимней революции. В первую очередь, это, конечно, участники прославленной группы «Вавилон 13»; однако сотни менее известных профессионалов и любителей, иногда рискуя жизнью, также снимали то, что происходит на улицах охваченных восстаниями городов. Дело не ограничилось революцией — ведь началась война на Востоке. Камера стала оружием не менее мощным, чем автоматы или гранатометы.
Художественная вершина новой экранной волны — появление документального эпоса Сергея Лозныци «Майдан». Это не просто один из лучших отечественных фильмов последних лет, но и едва ли не первая украинская неигровая лента, которая успешно прошла в прокате.
Процесс продолжается. На этой неделе состоится премьера еще одного отечественного документального полного метра. «Сильнее, чем оружие» (авторы — упомянутый «Вавилон 13») показывает украинские реалии от стихийной попытки захвата Администрации Президента на Банковой 1 декабря до боев в руинах донецкого аэропорта. Таким образом, это уже второй украинский документальный фильм, который появится в прокате в течение лишь нескольких месяцев, — вещь практически невероятная еще в конце прошлого года.
Мало того: можно констатировать рост влияния документалистики на игровое кино. Так, социальная драма «Однажды в Украине» (режиссер — Игорь Парфенов), которая вскоре выходит в прокат, тоже посвящена Майдану, однако снималась просто во время революции, непосредственно на местах реальных столкновений.
Что же касается общественного влияния, то здесь произошел интересный сдвиг: выросло количество не только зрителей, но и режиссеров. При нынешнем развитии технологий, удешевлении съемочной техники, появлении программ для редактирования видео практически каждый может попробовать себя в качестве кинематографиста. Будет ли иметь это массовое увлечение убедительные творческие последствия — увидим только со временем, но развитию нашего кино, безусловно, будет содействовать.
Пока рано утверждать, что для украинской документалистики наступило золотое время. Но то, что аудитория неигровой кинематографии как в Сети, так и офф-лайн значительно выросла, что документалисты отвоевали намного больше прав на телевидении и в кинотеатрах — безоговорочный и отрадный факт.
Эту тему стоит развить в более объемном тексте, который вскоре появится на страницах нашей газеты.