Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Открыто ли еще окно взаимопонимания?

«Евромайдан — это своеобразная школа гражданского вызревания и формирования национальной идентичности, индивидуального самоопределения в системе национальных и европейских координат»,
29 января, 2014 - 11:54
ФОТО СЕРГЕЯ МАРЧЕНКО

…Я стою у окна своего кабинета в Институте литературы имени Тараса Шевченко НАН Украины на третьем этаже по улице Грушевского, смотрю, как поспешно возводятся новые баррикады, как настойчиво выдалбливаются камни мостовой, как пылают пульсирующим пламенем железные бочки, слышу, как гремят самодельные барабаны — деревянные палки ритмично ударяют по листам железа, сорванным из ограждения около гостиницы «Дніпро». Раз за разом срываются сотни голосов на крики «Банду геть!», «Слава Україні — Героям Слава!», вижу, как медики-волонтеры ведут под руки в вестибюль нашего дома пострадавших — там действует спешно развернутый полевой госпиталь. У входа стоит казацкая стража, которую я попросил у руководства Евромайдана поставить для обеспечения порядка в здании и защиты от мародеров.

В эту критическую ночь, когда «Беркут» начал вытеснять протестующих из улицы Грушевского, несколько неизвестных разбили со двора окна и ворвались в здание. Открыли комнату, где размещается редакция журнала «Слово і час», рылись в столах, видно искали, чем поживиться. Разбили также двери в зале заседаний... Беркутовцы в свою очередь бросили в вестибюль, где лежали раненные и больные, где медики-волонтеры ухаживали за пострадавшими, две гранаты со слезоточивым газом — удушающий дым быстро пополз по этажам и заставил срочно выносить больных из помещения.

... Я стою у окна, из которого журналисты из Би-би-си, из радио «Свобода» вели съемки и репортажи — панорама открывается поразительная. Обгоревшие, перевернутые автобусы и автомобили, горы автомобильных шин, которые «ждут» подпитки неистового огня и дыма, — клубы черных завихрений закрывают беркутовцам и милиционерам улицу вплоть до Украинского дома.

На столе в моем кабинете, лежат три первых из шести запланированных тома «Шевченківської енциклопедії», девять томов Полного собрания сочинений Тараса Шевченко в 12-ти томах, только что вышедшее в свет факсимильное издание «Кобзаря» Тараса Шевченко 1840 года, рукописного сборника «Три літа»; здесь и недавно опубликованная «Більша книжка», «Кобзар» в английском переводе, стихи Шевченко в переводах на русский, польский, словенский языки. Остается немного больше месяца до дня рождения Тараса Шевченко. Национальному гению в этом году 200 лет.

Я стою у окна, смотрю на черно-чернющую площадь напротив моего института, на официально так и не открытый памятник Валерию Лобановскому и на закопченый его портрет над колоннадой стадиона «Динамо», на бурление огромной массы народа, который взорвался справедливым гневом и возмущением по поводу кровавой расправы над молодежью в ночь с 29 на 30 ноября прошлого года, на принятие 16 января с.г. Верховной Радой Украины антидемократических, реакционных законов, принятых «с руки», которые существенно сужают права и свободы граждан и которые так поспешно подписал Президент Украины, и думаю о том, что именно Президент Украины Виктор Янукович и спровоцировал эти протесты своим решением не подписывать в Вильнюсе Соглашение о свободной торговле с Европейским Союзом. Это был тот главный детонатор, который вызвал взрыв народного возмущения и гнева. Теперь, оказывается, можно премьер-министру Украины называть народ своей страны террористами, обвинять протестующих в экстремизме и эскалации насилия и ни единым примером не оперировать, чтобы засвидетельствовать хоть какие-то шаги, сделанные для наказания беркутовцев-насильников и провокаторов за их преступные действия. Власть боится показать себя слабой и, демонстрируя ослепленное страхом упрямство, не хочет принимать требования Евромайдана. Слабость власти как раз и проявляется в демонстрации силы и неуступчивости.

Президент Украины, кажется, уже утратил шанс, когда можно было договориться с Евромайданом, выработать и принять компромиссные решения, направленные прежде всего на конструктивную трансформацию Украины демократическим путем. Народ решительно требует смены власти для модернизации страны по европейским стандартам и ценностям, и нечего надеяться, что мороз, усталость и глухое, не уступчивое с обеих сторон противостояние обессилит наконец протестную энергию и Евромайдан сложит крылья. Этого не произойдет, на это власть может не надеяться.

Народный гнев усиливается и расширяет географию своего проявления. Захват помещений областных и районных государственных администраций, создание новых — народных органов исполнительной власти — Народных рад, мобилизация новых активистов Евромайдана, более того — формирование Национальной гвардии — все это свидетельствует о большой угрозе для гражданского мира в стране и единства государства. Деструктивный фактор в этой фазе революционного возмущения народа начинает доминировать и является реальной угрозой как для власти, так и для оппозиции. И, понятное дело, для Украинского государства.

Я стою у окна и вспоминаю те слова, которые я только что услышал от протестующих, разговаривая с ними у пылающих бочек, в вестибюле с ребятами, травмированными камнями, которые бросали в толпу беркутовцы в ответ, с девушками, которые поспешно, чтобы не остыло, раздавали бутерброды, супы и чай майдановцам, которые укладывали мешки со снегом и песком в баррикады. Главный лейтмотив всех ответов на вопрос, как долго вы готовы стоять на баррикадах, звучал так: «До конца! До победы! Не отступим ни на шаг!».

И поневоле я возвращаюсь мысленно к апокалиптическим виденьям Тараса Шевченко, который за два года до своего ухода за пределы земного бытия в стихотворении «Осія. Глава ХVI» прорек:

«Погибнеш, згинеш, Україно

Не стане знаку на землі...»

И дальше поэт вкладывает в уста долготерпеливого Господа такие ужасные пророчества будущего Украины:

«Сама розіпнешся. Во злобі

Сини твої тебя уб’ють

Оперені...»

А «оперених», «власть імущих» Шевченко предостерегает от народного гнева и безжалостной мести:

 «...Всюди

Вас найде правда-мста,

потому что люди подстерегут,

«уловлять і судить не будуть,

В кайдани туго окують».

Еще раньше, в том же декабре 1859 года, когда было написано это «Подражаніє» — «Осія. Глава XIV», Тарас Шевченко в стихотворении «Подражаніє Ієзекіїлю» предрек:

«И ваша злая своєволя

Сама скупається, сама

В своїй крові.»

Но хочется верить, говоря словами национального пророка, что

«Минуть

Уже потроху і минають

Дні беззаконія і зла,»

что утвердится правда-прощение, что наш народ добьется правды и справедливости «без сокири», что его призыв-мольба:

«Обніміться ж, брати мої.

Молю вас, благаю!»

станет залогом так необходимого для Украины гражданского мира и покоя.

«И в самом деле, по Шевченко:

А всім нам вкупі на землі

Єдиномисліє подай

І братолюбіє пошли.»

Ожидать от власти и оппозиции искренних объятий-символов взаимного прощения и взаимного доверия не приходится — слишком глубокой является пропасть между народом и властью, но выходить на конструктивный диалог необходимо. Еще не поздно. Еще не закрыто наглухо окно взаимопонимания, которое открыто с помощью уже реально действующих механизмов гражданского общества. Власть должна максимально удовлетворить требования Евромайдана. Очевидно, что отставка нынешнего правительства, освобождение всех арестованных протестующих, закрытие возбужденных уголовных дел, отмена реакционных законов, принятых 16 января с нарушением регламента, — это лишь первый шаг к примирению и взаимопониманию. Майдан слишком взбудоражен, гнев и возмущение клокочет в душах сотен и сотен тысяч людей, смерть молодых людей шокировала общественные настроения — на чьей совести эти загубленные жизни? Поэтому протестующие будут добиваться досрочных выборов Президента Украины. На очереди — досрочные выборы в Верховную Раду Украины.

Евромайдан решительно, неуступчиво стоит на позиции смены власти, которая скомпрометировала себя административно- бюрократическим произволом, коррупцией, ненасытной жаждой наживы и узурпации на всех уровнях государственного управления. Все это поразительно разбалансировало общество, возмутило общественные настроения и подняло высокую волну гражданской активности. Особенно этот стихийно-эмоциональный порыв достичь свободы, правды и справедливости захватил души молодежи, прежде всего студенческой, которая Евромайданом утверждает себя как перспективная общественно-политическая надежда Украины. Прежде всего, в среде украинской молодежи формируется та система ценностных ориентаций, на основе которой в скором будущем будет консолидироваться украинское общество, самоутверждаться украинская нация. Евромайдан — это своеобразная школа гражданского вызревания и формирования национальной идентичности, индивидуального самоопределения в системе национальных и европейских координат. И это уже само по себе является уникальным достоянием будущей Украины как национального государства с евроинтеграционной ориентацией. Именно на Евромайдане реализовывается сегодня национальная идея и определяются национальные приоритеты. Это свидетельство разрушения в общественном сознании советской имперской системы ориентаций и закладывания надежного фундамента для «строительства» основанного на принципах европейской демократии национального государства.

Помним слова великого американца Авраама Линкольна: «Дом, который разрушается со средины, не выстоит». Поэтому следует как можно быстрее и как можно шире открывать окно взаимопонимания, диалога, поиска компромиссных решений, потому что сегодня лишь то государство может эффективно функционировать, в котором есть взаимодействие гражданского общества и власти. Разве не очевидно, думаю, и для самой власти, даже для многих депутатов из Партии регионов, является то, что синдром тоталитаризма, всесильности власти, бесконтрольности со стороны общества ее действий преследует нынешнее руководство Украины.

Дух народа, нации может быть и творческим, созидающим, и может быть разрушительным. Особенно тогда, когда его пытаются насильственно покорить. Еще Гегель утверждал: «Дух это свобода» и тот народ, который хочет свободного развития и национально-государственного самоосуществления, будет обязательно проявлять, по Гегелю, «энергичную волю к свободе».

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ