Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Психотерапевт Джамала

16 мая, 2016 - 14:39
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Начинаю статью утром после ночной победы Джамалы на Евровидении-2016. Резонанс в Украине и за ее пределами огромный, хотя и разный. Социальные сети кипят от эмоций. Украинцы радуются, из-за границы многие поздравляют. Ну и, конечно, есть и такие, которые почему-то не радуются (?! - В.Р.).

Нарадовавшись вместе со всеми ночью, в момент объявления итогов общеевропейского голосования, накричавшись «УРА!!!», утром перевожу дыхание и хочу, не теряя радостного настроения, бросить на все, что произошло, объективный аналитический взгляд - к чему и приглашаю читателей.

Камертон

Камертоном для статьи выберу два высказывания. Известный поэт-песенник Юрий Рыбчинский в газете «День» эмоционально заявил: «Я считаю победу Джамалы огромным событием для Украины и вообще для искусства».

А экс-премьер-министр Украины Евгений Марчук в соцсетях рассудительно заметил: «Это не просто победа Джамалы. Это философская субстанция сегодняшнего мира. Давайте осмысливать».

Соглашаясь, что это событие, готов вместе с читателями попробовать его осмысливать - хотя бы в первом приближении.

Евровидение: статус и репутация

Песенный конкурс Евровидение является самой популярной телепрограммой Европейского вещательного союза, и уже одним этим фактом определяется его доминирующий статус среди различных песенных конкурсов и фестивалей на просторах Европы.

А вот с репутацией этого суперконкурса в последние годы были проблемы. Развлекательность, преимущество зрелищности над музыкальным содержанием номера, усиленное внимание к разного рода нетрадиционным и «монстрообразным» участникам подрывали его имидж как серьезного художественного форума.

Очевидно было, что назревала потребность в качественном сдвиге восприятия и оценки этого конкурса - как специалистами, так и телезрителями.

А без помощи участников, особенно лидеров и победителей, этого не добьешься.

В далеком уже 2004 году это удалось Руслане. И сейчас перед Джамалой такая задача стояла как вызов.

Украинцы на Евровидении

До нынешнего года Украина 12 раз участвовала в песенных конкурсах Евровидения. Кто, как, почему в том или ином году делал выбор (или весомо влиял на него) представителя от нашей страны на этот конкурс - это особая история. И особой логики в выборе кандидатуры на участие в этом конкурсе уловить не удастся.

Учитывая максиму, что критерием истины является практика, в данном контексте важнее не выяснять обоснованность выбора украинских участников каждый год, а вспомнить их результаты на этих конкурсах.

Они напоминают кардиограмму больного в лихорадке.

Судите сами - дебютировали мы в 2003 году, заняв в итоге 14-е место. Ну что ж, первый блин роде бы и должен быть комом. На второй год неожиданная радость - победа Русланы, которая впервые позволила провести конкурс в Киеве. Ну а потом последовательно - дома позорное 19-е место, затем 7-е, подряд два года - едва ли не победа, но каждый раз второе место, затем провал - 12-е, 10-е, потом вынырнули - 4-е, опять провал -15-е, снова вынырнули - 3-е и в 2014 году 6-е. В 2015-ом по известным причинам участия в конкурсе Украина не принимала.

Не называя имен, скажу: иногда те, на кого было больше надежд, получали худший результат, чем те, кто в Украине имел гораздо меньшую популярность и, по правде говоря, уровень одаренности, мастерства. И наоборот.

Иногда не спасал и безусловный талант и голос - например, в случае с Александром Пономаревым, который получил в дебютный для Украины год несправедливое 14-е место. Иногда наоборот: при отсутствии особых вокальных талантов удивляло высокое место - как, например, в случае «серебряной» медали в 2007 году Верки Сердючки (пусть не обижается на меня Андрей Данилко).

И практически всегда украинские участники пытались попасть в обычный формат этого конкурса, угадать формулу успеха, представляя англоязычную песню и в той или иной степени подражая манере исполнения предыдущих победителей.

Один только раз группа «Грынджолы» в 2005 году рискнула выйти в конкурсе Евровидение с украинским гимном первого Майдана «Разом нас багато», но в силу ряда факторов с треском провалилась, чем и отбила охоту преемникам рисковать с родными песнями.

Так что выбор участника от Украины после летней паузы на конкурс-2016 был очень непростым.

Выбор Джамалы

По уровню своего таланта и вокального мастерства Сусанна Джамаладинова (Джамала), безусловно, выделяется среди нынешних украинских исполнителей.

Она имеет консерваторское образование, пела оперные и джазовые партии, получала в этих жанрах интересные предложения. Имея серьезную музыкально-актерскую биографию, опыт участия и побед в различных музыкальных акциях, отборах и конкурсах, получив ряд музыкальных премий и наград, она обоснованно приняла участие в национальном отборе на песенный конкурс Евровидение-2016 и уверенно в нем победила.

Изюминки в кандидатуре Джамалы было две: первая - дочь крымского татарина и армянки становилась представительницей Украины на Евровидении (что кое-кому в Украине казалось нелогичным) и вторая - петь на конкурсе она захотела авторскую песню «1944». В ее основе - художественное осмысление трагического факта депортации из Крыма в Среднюю Азию 18 мая 1944 года крымскотатарского народа численностью более 183 тысяч человек силами войск НКВД - в том числе и семьи самой Джамалы.

Украина еще в 80-е годы ХХ века приняла в Крым большую часть крымскотатарского народа, которая захотела вернуться на землю предков. А сейчас с той частью этого народа, который после аннексии Крыма в 2014 году перебрался на материковую Украину, ищет новые пути интеграции, не оставляя планов и дискуссий относительно желаемого будущего возвращения Крыма в состав Украины.

Сама же Джамала позиционирует себя так: «Я - Украинка крымскотатарского происхождения, хотя мама – полу-армянка, отец - крымский татарин, а бабушка, мамина мама, - полуроссиянка-полу-украинка. В нашей семье всегда звучали темы веротерпимости и толерантности».

Полжизни Джамала прожила и проучилась в Крыму. Полжизни она -  на материковой Украине и отсюда стартует по миру. Поэтому крымскотатарское и украинское в ней нераздельно. Ее национальная и гражданская идентификация имеет двоичный код.

Барьеры

Накануне конкурса Джамала столкнулась с двумя видимыми барьерами. Во-первых, зазвучали голоса, прежде всего из России, что песня Джамалы - политическая, а таких на Евровидении по правилам быть не должно.

Во-вторых, крымскотатарский флаг, который Джамала, или часть ее болельщиков, могла (и хотела?) использовать во время Евровидения, организаторами был внесен в список местных, региональных или провинциальных флагов, использование которых на конкурсе запрещено.

В Украине по этому поводу поднялся было шум, крымскотатарский флаг, мол, приравняли к флагам так называемой ДНР или, скажем, Исламского государства. Но шум тот быстро стих, когда стало известно, что запрещенными объявлены также флаги Страны Басков, Палестины, Северного Кипра, Косова, Нагорного Карабаха.

Зато было разрешено приносить с собой флаги стран-участниц или любых других стран, входящих в ООН, а также флаг Европейского союза и радужный флаг. Требования эти обнародовали на сайте концертного зала Stockholm Globe Arena, где проходил конкурс.


ФОТО РЕЙТЕР

Таким образом само собой отпали все остальные варианты, поэтому украинский национальный флаг занял видное место и в руках Джамалы, и среди ее сторонников в зале.

Что касается первого барьера, то его преодолели вместе с организаторами конкурса, которые пришли к выводу, что песня Джамалы является не политической, а исторической, поэтому под запрет не подпадает. Да и сама певица в интервью западной прессе отметила, что главной мыслью песни является память о страшных трагедиях прошлого, чтобы избежать их в будущем.

О других барьерах, не таких видимых, станет известно со временем, когда Джамала и ее команда смогут более подробно рассказать о подготовке к конкурсу и его течении.

Прогнозы

Среди прогнозов различных экспертов выделялось предсказания из Суоми, в котором Джамале отводилось первое место. Звучали также громкие голоса россиян, которые дружно и уверенно утверждали, что фаворитом конкурса является их представитель Сергей Лазарев.

Например, известный продюсер Димы Билана россиянка Яна Рудковская заявляла, что не считает Джамалу серьезной угрозой для Лазарева. По ее мнению, песня украинки не представляет ничего особенного, поэтому Джамала, по мнению Яны, не сможет попасть в тройку лидеров и в лучшем случае окажется в top-5.

Некоторые букмекеры, то ли сами, то ли под влиянием, подтверждали, что Лазареву «светит» первое, максимум второе место. Джамале большинство из них отводило четвертое место. Хотя звучали и прогнозы о ее высоких шансах на победу.

Известно, что прогноз только частично является аналитической попыткой заглянуть в будущее и вычислить завтрашнюю закономерность. В умелых пропагандистских руках он является инструментом психологического давления и манипуляций. В данном случае пропагандистская функция таких прогнозов была видна невооруженным глазом. Как и умение попадать пальцем в небо.

Я уже не говорю о некорректных заявлениях некоторых российских СМИ о том, что Джамала, мол, опозорилась и в этом поединке не имеет шансов. Они были, такие заявления, их и сейчас можно найти в интернете. И это было уже неприкрытое психологическое давление с намерением поколебать уверенность певицы и ее команды в своих силах.

К сожалению, многие из подобных высказываний оказывались ниже ватерлинии приличия.

Финальная битва

Певческий конкурс все-таки является соревнованием. Но события так складывались (или их так составляли?), что в финале виделось песенное противостояние Украины и России. Учитывая аннексию родного Джамале Крыма и фактическую необъявленную войну на востоке Украины, это противостояние приобретало очертания чего-то большего, чем музыкальное соперничество.

Участники, правда, воздерживались от каких-то острых заявлений, способных разогреть ситуацию. Однако и в Украине, и в России ситуация ожидания финала конкурса включала в себя предчувствие непримиримой битвы Джамалы и Лазарева, Украины и России на сцене стокгольмского дворца.

Правила

В этом году организаторы поменяли правила определения победителей. Обычно их определяло голосование болельщиков каждой из стран-участниц. Сумма голосов европейской телевизионной публики и была цифровым выражением успешности выступления каждого и результата победителя.

На Евровидении-2016 оценивание участников разбили на две части. Во-первых, выступление каждого (кроме своего представителя) оценивало музыкальное жюри каждой страны - участницы конкурса. Во-вторых, по традиционной схеме, оценки ставили болельщики каждой из стран, которые также не имели права оценивать своего участника. Сумма двух оценок и должна была составить окончательную оценку каждого конкурсанта.

Новые правила вводили в систему определения победителя административно-политический фактор, и это в довольно широком диапазоне влияло на итоговую оценку, что я покажу ниже.

Выступления

В финале конкурса выступило 26 участников. Сергей Лазарев пел восемнадцатым, Джамала - под №21, что давало ей определенное преимущество.

Характерной чертой большинства выступлений, в том числе и в финале, была их денационализация и глобализация. Практически все, кроме двух-трех, пели на английском. Сценическое поведение большинства тоже было похожим. Этнический компонент сценического оформления, костюма, слов и музыки был сведен к минимуму.

Многие делали ставку на два момента. Первое - на сценично-компьютерные эффекты. Во-вторых - на внешнюю привлекательность.

В первом стиле наиболее зрелищным было, наверное, выступление Сергея Лазарева. В некоторых моментах я ловил себя на том, что перестаю слушать его пение, потому что слежу за очередным неожиданным визуальным эффектом.

Во втором стиле выступили несколько привлекательных женщин. Поразила зрелой красотой и полуоткрытым декольте певица из Мальты с почти украинском именем Ира Лоско, которая была к тому же и беременной. Смелым боди запомнилась армянка Иветта Мукучян, застенчивой заразительностью - 22-летняя азербайджанка Сямра Рагимли. Даже обладательница блистательного вокала австралийка Дами Им настолько акцентированно, изгибаясь назад, выставляла фасадный разрез своего платья, что это уже выглядело не совсем эстетично.

На этом фоне чешка Габриэла Гунчикова и особенно наша Джамала отличались стилем и изысканностью.

Что касается мужчин, то молодой швед Франс явно «косил» под молодого Лео ди Каприо и его спасала только бурная поддержка земляков в зале, поляк Михал Шпак запомнился разве что длинными накрученными волосами, рассыпанными по ярко-красному, старинного покроя долгополому пиджаку, балтийские ребята Донни Монтелла (Литва), Юстс (почти Юстас Штирлица) Сирмайс (Латвия), а с ними Дауэ Боб (Нидерланды), Joe & Jake (Великобритания) были если и не на один лад, то мало чем отличались.

Большую индивидуальность продемонстрировали Амир Хаддад (Франция), Хови Стар (Израиль), но все равно хотелось большего. Так что у Сергея Лазарева настоящего соперника-мужчины в финале фактически не оказалось.

А вот у Джамалы соперница - и очень сильная - проявилась сразу. Экспрессивная австралийка корейского происхождения, уже упоминавшаяся Дами Им, бросила вызов Джамале и сразу пошла «в отрыв». Практически все голосование, вплоть до последнего, Джамале пришлось ее догонять, и только на последних двух голосованиях украинка ускорилась и разорвала финишную ленту первой.

Голосование с двух сторон

Из чего состояла победа Джамалы? Какие страны и за чей счет - жюри или публики - обеспечили ее успех? Давайте разберемся. Напоминаю, что правила запрещали голосовать за своих как членам национальных жюри, так и публике.

Результаты голосования жюри относительно всех стран-участниц

1. Австралия: 320 баллов

2. Украина: 211

3. Франция: 148

4. Мальта: 137

5-6. Россия - 130

5-6. Бельгия - 130

Как видим, большинство национальных жюри отдало предпочтение Австралии. Однако и Украину не обидели - вывели ее на второе место. Если Украина отстала от Австралии на 109 баллов, то Россия отстала от Украины на 81 балл, а от Австралии - на целых 190 баллов.

Результаты голосования зрителей:

1. Россия: 361

2. Украина: 323

3. Польша: 220

4. Австралия: 191

5. Болгария: 180

По уровню симпатий публики Украина отстала от России всего на 38 баллов, а Австралия от Украины отстала аж на 132 балла. Именно зрители стран-участниц не только выделили Сергея Лазарева, но и обеспечили решающий отрыв Украины от Австралии, который образовался после первого тура голосований национальных жюри.


ФОТО РЕЙТЕР

Как сказал интернет-пользователь Ростислав Терлецкий: «Профессиональные жюри очень хотели на следующий год в Австралию! Пипл дал все-таки больше голосов России. А выиграла в итоге Джамала и Украина!!! Все будет хорошо! smile смайлик».

Украина в обоих турах голосования шла второй, а в итоге рывком вышла на первое место. Так бывает в легкоатлетических забегах, когда соревнующийся все время держится за спиной лидера, ведущего гонку, а на финише последним усилием вырывает себе победу.

Конкретика победного голосования

Только две страны - Польша и Сан Марино - дали нам полную победу в 24 балла с двух сторон - по 12 баллов от жюри и от публики. От Польши поддержки мы ждали, а вот к Сан-Марино стоит теперь присмотреться внимательнее - страна хоть и маленькая, зато как дружественно настроена к нам.

По 12 баллов от жюри и 10 баллов от публики дали Латвия, Грузия, Молдова. Ожидаемая поддержка. Те же 22 балла - 12 от публики и 10 от жюри - дала нам Италия. Думаю, весомую часть голосов сюда добавили украинские эмигранты и заробитчане на Апеннинах, которых там немало.

12 от жюри дали Израиль (8 от публики), Сербия, Босния и Герцеговина, Словения (все также по 7 от публики), Македония (6), Дания (3).

По 10 от жюри дали Италия (12 от зрителей), Азербайджан (10), Великобритания (5).

По 8 от жюри: Литва (10 от зрителей).

По 7 от жюри: Беларусь (10), Эстония (8), Германия (6).

Далее ручей поддержки начал стремительно мелеть.

По 6 от жюри: Швейцария (4)

По 4 от жюри: Норвегия (4)

По 3 от жюри: Бельгия (2), Нидерланды (7).

По 2 от жюри Греция (6), Австралия (8).

Однако следующая группа стран совсем не оказала поддержку Джамале и Украине со стороны жюри. Судите сами.

От жюри Джамале дали нулевую «поддержку» 17 стран. Вот они:

Венгрия, Чехия, Финляндия (зато все трое дали по 12 баллов поддержки от публики); Россия, Болгария, Франция, Армения, Австрия, Хорватия (все дали по 10 баллов от публики);

8 от публики дала Черногория; по 7 от публики - Швеция, Кипр, Испания; 6 от публики - Албания; по 4 – Мальта, Ирландия; 2 балла от публики - Бельгия.

В этой группе стран Джамалу, при полной блокаде со стороны жюри, выручили зрители, дав 141 голос «за». Все они ой как пригодились и обеспечили преимущество украинке.

Одна-единственная Исландия почему-то осталась к Джамале глухой - дала два нуля от жюри и зрителей. Значит, стоит туда отправиться в турне и разбудить публику.

Таким образом жюри в сумме дало Джамале 211баллов. Публика - 323 балла. Они и составили победную сумму в 534 балла.

Симпатии, предубеждения, дискриминации

Внимательный анализ показывает, что стопроцентных закономерностей в результатах голосования многих стран найти не удается.

Вот, например, российские СМИ сетовали, что зрители разных стран дали Сергею Лазареву в три раза (!) больше баллов, чем якобы политизированные национальные жюри. Но это только частичная правда, и она в полной мере не объясняет проигрыш Сергея Джамале. Ведь жюри из 17 стран также не дали ни одного балла Джамале. Однако это не помешало ее победе. С другой стороны, решение национального жюри должно быть обоснованным, а не волюнтаристским.

Скажем, можно желать победы любому кандидату, но нельзя игнорировать определенный уровень лидеров конкурса, которые уже определяются после полуфиналов.

Можно было дать Джамале не 12, не 10, а хотя бы 8, 7 или 6 баллов - ну никак не ниже - от каждого национального жюри. Но жюри пяти стран дали ей от 4 и ниже баллов. А 17 национальных жюри не дали будущей победительнице Евровидения-2016 ни одного балла! Это как может быть?

Из каких музыкальных позиций исходили те национальные жюри, которые вот так явно дискриминировали будущую победительницу? Или их позиции были политизированы?

Я уже не говорю о слепоглухонемых членах жюри вместе с публикой из замечательной страны Исландии, которые не дали Джамале ни одного (?!) голоса. Неужели не шевельнулось ничего в душе или в музыкально-эстетическом спектре членов жюри и зрителей, когда они слушали этот сильный голос, видели это драматичное, полное боли, проживание песни на сцене, созерцали этот аскетично-выразительный сценический образ украинской исполнительницы?

В этом аспекте следует обратить внимание на то, что украинское и российское жюри взаимно не дали представителям другой стороны ни одного балла. Джамале от российского жюри был ноль и аналогичная «баранка» от украинского жюри – Сергею Лазареву.

Политика? Война? Или малоквалифицированность членов жюри?

Кстати, в составе российского жюри двое телеведущих, актер, который не поет (он заменил в жюри певицу, экс-киевлянку А. Стоцкую), певец Д. Майданов и композитор Г. Гладков. Скажем откровенно - не самый квалифицированный состав из всех возможных. Два музыканта против трех не музыкантов. Парадокс.

Но зрители обеих стран решили иначе. Российская публика дала Джамале 10 баллов - и это при том, что тема депортации крымских татар не очень популярна в России, да и антиукраинская пропаганда от Киселев-ТВ вот уже два года накрывает российских телезрителей «ковровой телебомбардировкой».

Разве что татары, которые живут в Крыму, и поэтому получили возможность поддержать Джамалу, ведь формально находятся за пределами Украины, использовали свое право на 20 звонков с одного номера телефона и массово проголосовали за соотечественницу.

А украинские зрители - так те вообще выставили Лазареву максимальную оценку в 12 баллов! Как это интерпретировать? Объективное признание сильного выступления? Вызов своим политикам? Протест против антироссийских тенденций? Или простодушие малороссийской публики?

Здесь философская субстанция сегодняшнего мира, о которой говорил Евгений Марчук, также проявляется и должна быть осмыслена.

В выборе украинских зрителей сплелось несколько причинно-следственных цепочек. Недостаточно сформированная нация, многолетние человеческие и эмоциональные связи с Россией, привычка к российскому музыкальному продукту, приверженность российской поп-музыке и Сергею Лазареву персонально, молчаливый протест части публики, особенно из восточно-южного пояса Украины, против антироссийских тенденций и скрытый вызов власти, с политикой которой не согласна значительная часть населения. Это и кое-что другое и сформировало тот массив поддержки российского певца (а, значит, и России?) со стороны украинских голосующих.

Мировой эффект

Выступление и яркая победа Джамалы имеют не только европейский, но и мировой резонанс. Ведь в этом году впервые, кроме традиционных стран - участниц Европейского вещательного союза, Евровидение-2016 транслировали США и КНР. А через все эти страны видеоклипы победительницы, конечно, быстро разойдутся по всему миру.

Так что впереди у Джамалы европейские и мировые турне. А в Украине - подготовка к Евровидению-2017, которая, надеюсь, в отдельных отечественных головах началась уже ночью, сразу после объявления Джамалы победительницей.

Кто победил?

Организаторы песенного конкурса Евровидение заявляют, что он далек от политики и некоторые этому верят. Проигравшие иногда обиженно заявляют, что этот конкурс политизирован, потому победителей определяют не из музыкальных, а политических соображений. Думаю, что истина посередине.

Конкурс и его практически всемирная трансляция, как и работа национальных жюри, не может не содержать в себе политических аспектов, мотивов, предпочтений, эмоций.

Кто-то кого-то не любит или, наоборот, любит по политико-идеологическим соображениям. Кто-то кого-то пытается осадить, а другого возвысить. Иногда справедливо. Иногда «назло врагу» или, скажем дипломатично, неприятной стране.

А вот украинские соцсети не слушают никаких мудрствований Они переполнены благодарностями Джамале и заверениями, что победила Украина.

Наверное, это проявление запущенной украинской психотравмы от многих поражений, разочарований, настроений безысходности - и горячего массового желания преодолеть последствия этой травмы. Нация стремится увидеть, почувствовать, получить перспективу победы! Хотя бы где-нибудь, от кого-нибудь - для начала.

Поэтому и на Пасху так часто было слышно - Христос Воскрес - Воскреснет и Украина!

И после Стокгольма в миллионах украинских сердец забурлила надежда - Джамала победила, значит победила и Украины! Значит, можем побеждать сильных соперников в сложных условиях!

Нужно только, чтобы каждый на своем месте поступал так, как сделала Джамала - выкладывался на 100% своих талантов и возможностей во имя победы для своего народа! Каждый - от руководителей государства до последнего трудоспособного гражданина Украины.

А все, кто осыпает Джамалу поздравлениями, сознательно или подсознательно поздравляют также и Украину, потому что видят в победе певицы победу государства и страны. Вот примеры.

«Поздравляю Украину с победой на Евровидении. Слава Украине!» - написала в Twitter президент Литвы Даля Грибаускайте. «Поздравление Украине с победой на Евровидении. Прекрасное шоу», - написала еврокомиссар по торговле Сесилия Мальмстрем. «Поздравляем Джамалу и Украину. Потрясающее выступление минувшей ночью на Евровидении. С нетерпением ждем проведения в 2017 году!» - написала посол Великобритании в Украине Джудит Гуф. «Поздравляю Джамалу и Украину. Вы заслужили все 12 баллов от Дании и победу», - написал посол Дании в Украине, Грузии и Армении Кристиан Донс.

Джамалу также поздравили из МИДа Германии и австралийский премьер Малкольм Тернбулл: «Поздравляю Дами Им с победой по результатам голосования членов жюри в финале конкурса Евровидение и Джамалу с победой в конкурсе».

Не смолчали и отечественные руководители...

Мощный психоэмоциональный заряд, который дала победа Джамалы любому сознательному украинцу, должен быть реализован в тех конкретных делах, которые нас ждут уже с начала новой недели.

Важно, чтобы этот заряд не погас в болоте равнодушия, не растворился в тумане безверия.

Событие музыкальное должно породить события гражданские и психолого-политические. И чем больше украинцев будет воспитывать в себе психологию лидера и настраиваться на победы, тем успешнее будет Украина.

Спасибо, Джамала, за твой музыкальный, человеческий и вдохновляющий подвиг! За твой сеанс общенациональной психотерапии, который должен стимулировать каждого, кто хочет и может, к личностному росту, к раскрытию и реализации всех своих потенциалов.

Побольше бы таких психотерапевтов!

Виктор Рыбаченко, вице-президент Ассоциации политических психологов Украины

Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ