Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Убожество. Часть вторая

8 октября, 2014 - 11:41

На прошлой неделе мы опубликовали реплику о выставке «Вещественные доказательства: Сирия, Украина... кто дальше?» («Убожество»).

История получила неожиданное продолжение.

Едва только публикация появилась в Сети, как в «Фейсбук» автора этих строк написал личное сообщение Бенджамин Хилер — организатор выставки, журналист и фотограф из Германии. В своем сообщении господин Хилер высказал разочарование публикацией «Дня» и пообещал «проинформировать «Фейсбук»» об этом (сразу вспомнилось из Высоцкого: «Мы напишем в Спортлото»).

Хилер клятвенно заверил, что имеет необходимые разрешения от авторов всех фотографий, размещенных на выставке; немало слов потратил на описание нацистской угрозы в Украине, упомянув среди прочего батальон «Азов», где действительно воюют много ультраправых (важная деталь, к которой мы еще вернемся); заверил, что стремится подавать события объективно, чему доказательством является отдельная секция «18+» с видео расстрелов на Институтской.

Да, секция есть. Кроме видео, там еще фотографии жертв расстрелов, умело перемешанные с фотографиями раненых милиционеров. При этом ни единого пояснения — кто есть кто, при каких обстоятельствах ранен или убит, хотя комментариев в основной части «Вещественных доказательств», по преимуществу предвзятых или откровенно лживых, более чем достаточно. Как следствие, у зрителя может сложиться мнение, что гибнут не протестующие, а сплошь милиционеры — невинные жертвы повстанцев.

Впрочем, мы отвлеклись.

На следующий день, в пятницу, Хилер вновь приватно написал мне взволнованный пассаж о том, что на него только что напали прямо в галерее, разбрызгав перцевый газ, а также повредили несколько фотографий и разбросали националистические листовки.

Нельзя сказать, чтобы это происшествие наделало много шума, но, например, в секции блогов на сайте «Нью-Йорк Таймс» позавчера появилась заметка, излагающая точку зрения организатора. Оказывается, были раскиданы не просто листовки, а листовки с символикой (какое совпадение, однако,) батальона «Азов».

При этом — опять-таки, со слов Хилера — полиция отказалась открывать дело, поскольку не обнаружила у него травм.

В то же время у меня есть сведения, что русская сотрудница, присматривавшая за выставкой и бывшая свидетелем инцидента, не стала вызывать полицию, потому что у нее проблемы с визой.

Теперь — вопросы.

1) Г-н Хилер утверждает, что у него есть разрешения всех авторов фотографий, использованных на выставке; почему же тогда не указано имя НИ ЕДИНОГО из них?

2) Почему в комментариях к фотографиям (повторяю то, что было в публикации от 1 октября) допущены заведомо лживые высказывания о неприменении «Беркутом» силы к демонстрантам и о неприменении водометов на морозе против протестующих?

3) Почему к секции, «18+», наиболее требовавшей комментирования, нет ни единого разъяснения?

4) Какова истинная причина того, что в полицию так и не было заявлено о правонарушении?

5) Если предположение о проблемах с визой у одной из сотрудниц правдиво, то известно ли организаторам, что они нарушают закон?

Добавлю еще кое-что — в качестве допущения, а не утверждения, чтобы бдительный Хилер, не дай Бог, таки не бросился писать в Спортлото.

Итак, вполне можно себе представить, что троица особо идейных националистов собирает вскладчину деньги на билеты в Америку, делает себе визы — и все ради того, чтобы разыскать в огромном Нью-Йорке никому не известную фотовыставку и слегка потрепать ее вместе с организатором, по странному стечению обстоятельств оказавшимся под рукой. Убедительно звучит? Вообразить, чтобы это сделали представители местной украинской диаспоры, еще более сложно. Их-то и на мирный пикет лишний раз не вытащишь.

А вот версия о том, что по поручению, например, столь разносторонней организации, как ФСБ, группа наемных провокаторов, изображая националистов, нападает на экспозицию и тем самым отвлекает внимание от вопросов об авторстве фотографий, о лживых комментариях и общей тенденциозности организаторов, превращая последних в жертв нацизма и защитников свободы слова и в тоже время повышает уровень присутствия бездарного вернисажа в информационном поле, — выглядит намного более вероятной.

Тщательнее надо, тщательнее.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День» Нью-Йорк - Киев

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ