Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Учитель как homo creator

В Ровно состоялся финальный этап Всеукраинского конкурса «Учитель года-2018» в номинации «Украинский язык и литература»
8 мая, 2018 - 13:38

Впервые мне было предложено возглавить этот конкурс в 2015 году. Три года назад мы еще не говорили о Новой украинской школе (НУШ). В Николаеве в 2015 году первое место заняла Олеся Кивеждий (Калинич), учительница из Закарпатья, сегодня уже - заслуженный учитель Украины. Три года назад она начала вести блог об актуальных проблемах нашей образовательной жизни, а сегодня ее блог принадлежит к топовым в среде преподавателей. Сама Олеся - пример молодого человека, который смог не просто одержать победу, но и утвердить ее, формируя вокруг себя тех, кто нуждается в советах и поддержке. За Олесей идут другие преподаватели, она имеет свой стиль в методике преподавания, свою позицию. А главное: это человек, который понимает, что важно работать на опережение. И когда в прошлом году мы работали совместно над тетрадями для 9-го класса (по украинскому языку и литературе), то ввели в них различные методические приемы, которые сначала были восприняты весьма критически педагогическим сообществом старшего поколения, а буквально через год превратились в излюбленный прием, с которым работают современные учителя на уроках (мемы, qr-коды, раздел «оцени учителя» и т.п.).

Именно такую задачу мы (как команда жюри) поставили перед конкурсантами и конкурсантками в 2018 г.: найти свой неповторимый методический и «человеческий» ключ к тексту, на уроке украинской литературы отталкиваться прежде всего от текста, давая учащимся возможность создавать собственные воображаемые миры. Только так можно дойти до Сказки, как в драматическом этюде Александра Олеся: каждый должен создать свою проекцию художественного произведения, потому что в Сказке не бывает совпадений, повторов, однообразия. Кроме того, на конкурсе учителя должны представить учебный проект, который касался таких ключевых тем, как инклюзивная, медиаграмотность, STEAM-образование. Конкурсанты должны были проявить умения по разработке ментальных карт карт, а также пройти тестирование по педагогике, психологии и специальности (украинский язык и литература). Не скажу, что все конкурсные испытания оказались для финалистов посильными. Однако важно проговорить те темы, без которых сложно представить образовательную траекторию XXI века. Сегодня в контексте реформ и изменений средней школы мы много говорим о НУШ, принципе ребенкоцентризма, компетентностном потенциале на уроках, однако, как оказалось, реализовать все это на практике весьма непросто.

Проблемы нужно опережать. И медиаграмотность предусматривает на уроке украинского языка работу с медиатекстами. В результате юноши и девушки должны уметь грамотно создавать посты, виртуальные сообщения в социальных сетях. Важно осознать, что виртуальный мир требует стратегий психогигиены и медиагигиены. Нужно закладывать ценностное отношение к цифровой медиареальности. Подобным проблемам подверглись и проекты, касающиеся тем инклюзивного образования и STEAM-образования. Последнее понятие связано с конкурентоспособностью выпускников нынешних учебных заведений на открытом, глобальном и динамичном рынке труда. Мы живем в мире, где возможны быстрые смещения в профессиональной области. Человек должен уметь оперативно ориентироваться в мире, приобретать для себя нужные навыки из тех сфер, которые якобы непосредственно не связаны с его основной специальностью. Поэтому в таких странах, как Япония, скандинавских странах, Канаде и др., ученикам предлагают изучать музыку рядом с математикой. А разве можно воспитать качественного ландшафтного дизайнера без чувства эстетического вкуса?

Нас, как жюри, интересуют не готовые ответы на заученные вопросы о суржике или сленге, хотя эти явления имеют важное значение в науке и методике преподавания, однако в период фундаментальной образовательной реформы средней школы, которую начала министр Л. Гриневич, важно помочь учителям выйти на иной уровень осмысление проблем, чтобы увидеть образовательный процесс как процесс обмена, как обсуждение различных опытов, правильных и ошибочных, которые имеют длительную историю и которые только-только начали формироваться у юношей и девушек. НУШ может быть реализована при условии вслушивания каждого учителя в детей. Учитель должен быть координатором, модератором учебного процесса, а не источником абсолютных, незыблемых знаний и обладателем права на безошибочность.

Во время конкурсных испытаний нам важно было разглядеть тех учителей, которые мыслят креативно, которые на уроке идут от текста, которые инспирируют детей и призывают читать, потому что только так можно реализовать ключевую компетентность «учиться на протяжении жизни». По моему мнению, из всех ключевых компетентностей НУШ именно эта представляется важной. Современный урок украинского языка или литературы - это урок жизни, а потому на нем невозможны фальшь и искусственные эмоции.

От первого конкурсного испытания «Анализ художественного произведения» все мы были поражены тем человеческим ресурсом, который имела одна из конкурсанток - Ольга Кецмур. На ее уроке был использован метод психодрамы, причем это было сделано и профессионально, и дерзновенно одновременно. Ольга из тех учителей, которые не боятся дерзать, они не могут проводить урок в соответствии с догматическими рамками. Иногда это может вызвать слишком драматичные моменты, однако в то же время такая форма проведения обозначает и проявление особого «неформатного» мироощущения, присущего О. Кецмур. Она независима, самокритична и профессиональна во многих моментах. Признаюсь, что Ольга была нашей фавориткой с первого дня (как и еще одна конкурсантка, которая, к сожалению, продемонстрировала недостаточно мощный урок на финальном этапе). О. Кецмур обладает колоссальным ресурсом человечности. Она живая и искренняя в эмоциях, умеет вести за собой и вдохновлять учеников, раскрывая перед ними разные грани слова. Хочется, чтобы таких учителей у нас было больше: независимых, тонких и внутренне благородных. Мы стремились разглядеть в конкурсантах не только профессиональные качества, не только их умение оперировать методическим инструментарием, но и «человечность», без которой невозможно говорить о ценностном потенциале НУШ. Только те, кто чувствует детей, их боль, эмоции, их стремления и борения, - только такие учителя смогут сформировать новую платформу для образовательной траектории XXI века. Поразила искренность пани Ольги, ее готовность работать над собой. Эта победа - не корона, которая врастает в человека, а огонь, который все время нужно разжигать. Теперь Ольга Кецмур должна осознать, что ее слова, ее голос будут ждать другие молодые преподаватели, которым нужно иметь вот такой пример настоящих позитивных изменений. Приведу слова пани Ольги, которые она написала в своем посте в Фейсбуке: «Участвовала в конкурсе, чтобы преодолеть свою вершину, победить свои слабости. Поэтому конкурировала с участниками. Совсем не считаю себя лучшей, зато чувствую, что мы - команда сильных, креативных, разнообразных учителей. Ведь команда - это разные способности и роли, но общая цель. А она у нас есть. Да, я победила, но свою вершину еще не преодолела... Я не знаю, как завершить войну в Украине за два дня или даже за два года. Но это будете знать вы. Это наш дом. Надо навести здесь порядок. Каждый на своем месте. Я очень многого не знаю и не умею. Но я быстро учусь. ?? Пересматривая видео с испытаний, вы увидите кучу недостатков. Но я намерена совершенствоваться (кстати, буду открыта к конструктивным замечаниям и советам в комментариях). Благодарна всем, кто верил в меня, и тем, кто нет. ??

P.S. Спасибо организаторам конкурса за ломку стереотипов. Можно все делать честно. Можно жить без коррупции».

Что ж, это действительно слова человека нового поколения, который живет в мире гармоничного мыслеощущения слова и ребенка, для которого точность мысли сопряжена с глубинной интеллектуальной чувственностью, в ее слове этическое и эстетическое нераздельны, а следовательно, все подсказывает, что Ольга еще напишет не одно пособие для учителей по подготовке «искреннего», эмоционально вдохновленного урока. Использованный ее уроке литературы метод психодрамы уже был толчком, чтобы дети задумались над собственным внутренним миром, его глубинами и лабиринтами, которые часто могут проявляться на поверхности, являясь для человека источником несчастий или фактором успеха.

Разве не в этом призвание учителя, чтобы дарить ученикам возможность встретиться с чудом, пережить минуты настоящей радости и понимать, что школа - это проект жизни, ее своеобразная миниатюрная проекция.

Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ