Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Забытые педагоги

Недетские проблемы: низкие зарплаты работников и недофинансирование заведений дошкольного и внешкольного образования «подрывают» будущее маленьких украинцев
13 апреля, 2018 - 13:24

Правительство повысило зарплаты учителям, но «забыло» о работниках детсадов и внешкольного образования, оставив их обеспечение на усмотрение местной власти. Не исправив эту ошибку, мы создаем для украинцев неравные условия с самого детства, ведь одни дети будут получать хорошие знания в комфортных условиях, а других будет «учить» улица.

Среди многих реформ украинская власть объявила и образовательную. Законодатели привели так называемую национальную рамку квалификаций в соответствии с европейскими стандартами. Были определены уровни образования: от дошкольного до высшего. И теперь, когда мы говорим об изменениях, логика подсказывает, что они должны касаться всех этих уровней.

Но в вопросе повышения зарплаты педагогам логика почему-то оказалась другой. В Законе «Об образовании» написано, что учителя средней школы должны получать не менее трех минимальных зарплат. Умножаем 3 на 3725 грн — и получаем около 11 тыс. грн. И хотя эта новация не начала действовать с 2017 года, а трехкратное повышение растянули аж до 2023-го — лучше так, чем ничего. А вот работникам внешкольного и дошкольного образования не повезло совсем. Их это повышение не коснется.

С такой дискриминацией мы, народные депутаты от УКРОПа, смириться не можем. Реформа должна охватить всех педагогических работников, всю систему: дошкольное, общее, внешкольное, профессионально-техническое и высшее образование.

Поэтому мы зарегистрировали законопроект №8188, который распространяет повышение зарплаты на работников заведений дошкольного и внешкольного образования. Мы сознательно не вспоминаем в нашем документе профессионально-технические заведения и высшую школу, потому что сейчас в комитетах нарабатываются законопроекты в отношении этих категорий и мы просто не хотим их дублировать.

Зарплаты педагогов дошкольного и внешкольного звена пока не вписываются в рамки здравого смысла. Воспитатель в детсаду получает в среднем три тысячи гривен! И пусть кто-то попробует сказать, что это нетяжелый труд.

Кроме того, есть один важный момент. Работникам среднего образования зарплату выплачивает государство. В дошкольной и внешкольной сфере это делают местные бюджеты. Гарантированно работники этих звеньев получают «минималку» — 3 тыс. грн, а премии и доплаты — если есть «лишние» деньги. И выходит так: бюджет богатого города или ОТГ воспитателям заплатит, а в небогатом районном центре или поселке с не очень добросовестным руководством педагогам не на что надеяться.

Некоторые местные рады оказались мудрее Министерства образования. Они оперативно отреагировали и, понимая реальное положение дел, приняли на своих сессиях решение об увеличении зарплаты тем, кто работает в дошкольной и внешкольной сфере. Это — Луцкая, Львовская, Тернопольская городские рады. Некоторые районные рады тоже идут педагогам навстречу, выделяя доплаты, принимая решение прибавить, скажем, 20% к окладу, чтобы хоть немного улучшить ситуацию.

Но мы же понимаем, что все это — ручная регуляция. Сегодня решили, а завтра передумали. Не всегда местный руководитель будет делать образование своим приоритетом. Кто-то может подумать, что ремонт в собственном кабинете важнее. Или захочет направить средства на увеличение количества чиновников в аппарате. Это не абстрактные примеры — я знаю такие истории. Поэтому должны решить вопрос зарплаты на законодательном уровне.

Как депутат-мажоритарщик я часто бываю в детских садах и вижу, как сильно они зависят от руководителя местного самоуправления и от депутатов. Например, в районном центре Маневичи на Волыни председатель поселковой рады поставил детсады в приоритет. За год там утеплили помещения, заменили окна, сделали ремонт, а в одном заведении даже планируют обустроить бассейн.

Видела я и другое. Маленькие помещения, кровати в три яруса, старую советскую мебель. Такие детсады выкручиваются как могут. Или просто переводят проблемы на родителей, которые по факту платят дважды: сначала налоги из зарплаты, а затем — «благотворительные взносы».

Передать финансирование дошкольных и внешкольных заведений государственному бюджету — не выход. В Украине идет процесс децентрализации, и больше ответственности переходит на места. Но при одинаковых обязанностях финансовые возможности местных бюджетов разные. Есть богатые области, города, районы, но есть и очень бедные. Децентрализация не работает в том варианте, который предложило правительство. И с помощью дотаций выравнивания мы ситуацию не изменим.

Вот еще один пример из моей родной Волыни. В Камень-Каширском районе техническим работникам дошкольного и внешкольного образования не выплатили заработанного, потому что в местном бюджете не хватает более 20 млн грн. Это при том, что их зарплата едва дотягивает до 3 тыс. грн! Причина же в том, что из 64 тыс. человек, живущих в районе, трудоустроены лишь 10%. Более половины из них заняты в социальной, образовательной сфере, то есть официально работают на государственной службе и имеют мизерные зарплаты. Понятно, что за счет налогов, которые платят эти работники, весь район не вытянуть. И такие районы есть в каждой области.

Их следует развивать: заводить инвестиции, создавать рабочие места, переходить от плановой советской экономики к современной. В пределах одного района можно реализовать пилотный проект, а затем распространять опыт на всю Украину. Экономисты знают, что делать. Была бы политическая воля.

Хоть какой бы сложной эта проблема ни была, ее нужно решать. Ведь в детстве закладываются основы будущего человека. Допуская дискриминацию маленьких украинцев по месту жительства с самого детсада, мы лишаем их права на дальнейшее качественное образование. Дети не должны расплачиваться за ошибки взрослых!

Ирина КОНСТАНКЕВИЧ, народный депутат от УКРОПа, председатель подкомитета по вопросам внешкольного, профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего образования и образования взрослых Комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования

 

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ