В двух последних материалах рубрики «Медиа и религия» мы сосредоточили внимание на основных проблемах сохранения и уважения к человеческой жизни. Предлагаем подвести итоги размышления беседой с монсеньором Рензо ПЕГОРАРО, канцлером Папской академии Pro vita («При жизни»), которая занимается рассмотрением проблем биоэтики.
— Отче Рензо, поскольку вы являетесь канцлером Папской академии Pro vita, расскажите о работе этого учреждения и его проектах.
— Академия Pro vita была основана в 1994 году Папой Иоанном Павлом ІІ. Основная цель создания академии — учебно-дискуссионный центр, исследование общественно важных вопросов, среди которых — проблемы биоэтики. Особенность институции — ее научность, а также междисциплинарность, поскольку здесь работают врачи, философы, священники, юристы и другие эксперты. Все это дает возможность Церкви на внутреннем уровне отвечать вызовам, но также быть открытой к миру в сотрудничестве с академической средой и общественными лидерами. Более 130 человек являются членами Папской академии, они представляют разные страны мира. Центральный офис институции — в Риме. Каждый год Папская академия проводит Генеральную ассамблею, которая посвящена определенным биоэтическим вопросам. Следующая ассамблея будет в феврале 2014 года, тема встречи — старость человека, его одиночество и конец жизни. В последние годы академия Pro vita поднимала немало вопросов, среди которых — статус человеческого эмбриона, последние дни человеческой жизни, проблема постабортного синдрома. После каждой встречи имеем специальные публикации наработок. В будущем стремимся развивать два направления. Первый — проблема человеческой старости, ее причины, одиночество, снижение активности в обществе; то есть заниматься поддержкой пожилых людей. Второе направление — попытка углубления в фундаментальные вопросы биоэтики. Например, два года назад Папская академия затрагивала вопрос бесплодия. Основной акцент — настроить ученых и врачей использовать разнообразные методы лечения бесплодия, чтобы не прибегать к технологии оплодотворения в пробирке. То есть важно, что Церковь не пытается сказать «нет» оплодотворению in vitro, но и «да» хирургическому вмешательству и другим возможностям. Кроме того, пропагандирует тот стиль жизни, который предупреждает бесплодие.
— Сегодня есть немало документов Католической церкви по поводу вопросов биоэтики. Есть ли такие биоэтические вопросы, которые требуют нового рассмотрения в Церкви?
— Церковь не должна выражать собственные рефлексии по поводу всех биоэтических проблем. Ведь светские ученые или богословы также могут пытаться давать ответы. Сегодня в мире мы имеем разнообразие стран с собственными специфическими средами. Поэтому нужно учитывать эти особенности. На мой взгляд, Церковь должна делать акцент на принципах и ценностях, которые являются фундаментом сохранения и уважения к человеческой жизни. Важно в современном мире сформулировать понятие о человеке, его жизни, связи этих понятий с миром. Постигнув это, определим для себя роль науки, техники и медицины, их влияние лишь во благо, но никогда не во вред. Поэтому первый уровень — антропологический, постигнув который, определим другие направления — этический и моральный. Вне сомнения, в вопросах биоэтики — немало недоработанного. Среди таких тем — начало человеческой жизни, пренатальная и предимплантационная диагностика. Второй вопрос, о котором я уже вспоминал, — помощь человеку в последние мгновения его жизни, опека над людьми пожилого возраста. Отдельный вопрос касается медицины, в частности бизнес- измерения, ведь на болезнях других нельзя делать прибыль. И последнее, на чем должны сделать акцент, — проблемы экологии, которые, безусловно, имеют обратное влияние на здоровье человека.
— Когда мы говорим о диалоге между Церковью и обществом, чаще всего происходит невосприятие мнений одной стороны другой. Как можно сегодня сделать этот диалог эффективнее?
— Есть две вещи, о которых стоит говорить. Первое: Церковь должна понять, почему то, о чем она говорит, не воспринимает общество. Ведь нужно отдавать себе отчет в том, что есть всегда кто-то, кто не будет принимать эти мысли, исключать наивность. Второе — важно понять общество, его позитивные и негативные аспекты. То есть наладить коммуникацию так, чтобы общество понимало, что Церковь стремится ему помочь.
— Когда Церковь говорит о собственных позициях обществу, в частности это видно из проблем биоэтики, часто люди говорят, что Церковь их ограничивает в собственных решениях. Правы ли они?
— Как раз в течение последних месяцев Папа Франциск также обращается к этой теме. Он часто говорит о том, что Бог — милосерден, спасает все человечество. Когда общество поймет эту основу христианского учения, оно совсем по-другому будет планировать свое продвижение. Папа отмечает, что, когда человек принимает Бога, он говорит ему «да», однако это не исключает появления «нет»: «да» — любви, «да» — справедливости, «да» — жизни, «да» — уважению к другим, свободе и ответственности. То есть, когда мы говорим «да», автоматически говорим «нет» противоположному. Однако если человек не будет знать важности «да», он не сможет определить значения «нет».
— Несколько недель назад в Швеции епископы протестовали против законопроекта Комиссии образования и науки о легальной селекции и использовании для опытов человеческих эмбрионов. Обращаясь к диалогу Церкви и общества, мы уже говорили о важности присутствия в нем науки. Однако опять же позиции науки в понимании человеческой жизни, к сожалению, часто выглядят потребительски...
— В этом вопросе, безусловно, обращаемся к статусу человеческого эмбриона. Думаю, что в этой дискуссии должны все принимать участие — ученые, философы, медики. Конечно, что в этом аспекте следует говорить о ценности любого человеческого эмбриона. А селекция, которая порождает евгенику, то есть выбор лучших вне материнского лона — не имеет моральной подоплеки. Поэтому всегда встает вопрос, насколько то, что будет популяризировать наука, может быть для нас морально приемлемым. В этой связи сегодня общество встает еще перед одним искушением — возможностью контроля над всеми процессами.
— В налаживании диалога Церковь-общество, безусловно, большое значение имеют медиа. Насколько современные СМИ могут быть эффективными катализаторами этого диалога?
— Как у Папы Иоанна Павла ІІ, так и у нынешнего Папы Франциска, сложились очень хорошие отношения с журналистами, ведь их служение действительно ценно. На следующий день после избрания на Конклаве Папа Франциск собрал на аудиенцию всех журналистов, а их было 6-7 тысяч! Папа пытался найти с ними пути для коммуникации, поскольку понимал, что среди них — немало тех, которые не верят в Бога. Поэтому на данном примере видим, насколько важно это сотрудничество — между Церковью и медиа. Важно, чтобы журналисты были подготовленными, настоящими профессионалами в своей работе, достаточно свободными от «логики рынка» и владельца.
— Если бы вас попросили сформулировать определение одним предложением «что такое жизнь», как бы вы ответили?
— Жизнь — прекрасна. На мой взгляд, мы не должны стремиться зашоривать ее в определение, измерять выгодами и деньгами. Жизнь — это жизнь, нужно открыть ее таинство, дар, красоту, динамизм. В христианском понимании жизнь — это Любовь, которая также включает Радость!