Горячие дискуссии на страницах «Дня» относительно того, допустимо ли участие молодых поэтов и другой творческой молодежи в организованных «Украинским выбором» мероприятиях, то есть прежде всего в проекте «Арт-площадка», побуждают к неутешительным выводам. А именно: что слишком много молодых интеллектуалов и художников Украины предпочитают жить вне истории, не знать ее и не делать никаких выводов из того, что делалось в ХХ веке как у нас, так и в мире.
...В начале 1920-х, когда руководству Коминтерна стало понятно, что и стихийная «всемирная советская революция», и «революция извне», принесенная на штыках Красной армии, и инспирированные из Москвы «победные восстания европейского пролетариата» провалились, большевики изменили стратегию. Они перешли к тактике постепенного распространения своего влияния и разрушения изнутри «мирового капитализма» с помощью, прежде всего, не рабочих (они в большинстве своем шли за социал-демократами), а романтичной левой и либеральной интеллигенции. Подобную публику, которая увлекалась разнообразными утопиями и была далекой от понимания реальных политических процессов, Ленин, а вслед за ним и Сталин, называли «полезными идиотами». Коминтерн и его ядро — российские большевики — широко использовали публику такого сорта для самых разнообразных дел — от давления на западные правительства до «отбеливания» преступлений коммунистической власти в СССР, от дискредитации самых последовательных и самых умных противников большевизма до разведывательных операций. Большая часть этих «полезных идиотов» даже не подозревала, что ими умело манипулируют, искренне считая — мы все боремся за свободу, правду и справедливость. Другая часть сознательно закрывала глаза на тоталитарный террор в СССР и на грубые спецоперации ГПУ-НКВД против Запада, считая большевиков меньшим злом, чем финансисты Сити и Уол-Стрита. Ну, а кое-кто, раскусив своих кукловодов и зная правду, тем не менее продолжал работать на Москву — ведь это обеспечивало неплохое благосостояние и позволяло в свободное от грязных дел время заниматься творчеством.
Одним из ведущих мастеров работы с западной интеллигенцией был немецкий коммунист Вилли Мюнценберг. По заданию Ленина, он в начале 1920-х создал Международный фонд помощи рабочим (Межрабпом), через который проходили громадные суммы средств — главным образом, в поддержку действий тех или иных прокоммунистических организаций. Кроме того, Межрабпом успешно занимался собственной коммерцией; ему принадлежала крупнейшая в СССР киностудия Межрабпом-Русь, десятки журналов и газет по всему миру, издательства, кинопрокатные общества и тому подобное. Скажем, «Арбайтер Илюстрирте Цайтунг» выходила тиражом 400 тысяч экземпляров и не содержала откровенной агитации. В тесном контакте с Межрабпомом в десятках стран работали «клубы друзей пролетариата», участники которых и не подозревали, что они выполняют все директивы Коминтерна. Главными помощниками Мюнценберга становятся Отто Нагель, который был куратором художников, скульпторов и архитекторов, Отто Кац, занимающийся актерами и режиссерами, Курт Кестен и Эгон Эрвин Киш, которые направляют на единственно верный путь журналистов и писателей Запада. В целом «трест Мюнценберга» приносил немалую прибыль, а его главу товарищи звали «красным миллионером», который привык роскошно жить. Но главная прибыль была, понятное дело, не финансовая; главным было масштабное влияние СССР на процессы в демократическом мире, на общественное мнение и на политических лидеров. Можно смело утверждать: замалчивание «передовой общественностью» и западной прессой ужасов коллективизации и Голодомора — это в значительной мере успех «треста Мюнценберга»...
После прихода к власти в Германии нацистов Мюнценберг вынужден выехать во Францию. Там он создает Комитет против войны и нацизма, Международный комитет помощи жертвам гитлеровского фашизма, Международный комитет юристов-антифашистов и другие организации, куда привлечены известные интеллектуалы, включительно с Альбертом Эйнштейном. Мюнценберг и Кац (последний теперь выступает под псевдонимом Андре Симоне) выпускают «Коричневую книгу» — сборник о поджоге Рейхстага нацистами, где содержится 90% правдивых документов и 10% коминтерновских фальшивок. Писатель Артур Кестлер в те времена был одним из работников «треста Мюнценберга» и верил в идею коммунизма (позже он одним из первых напишет о фактической тождественности двух краснознаменных тоталитаризмов), он так вспоминал в мемуарах: «Началось с создания «Международного комитета помощи жертвам гитлеровского фашизма», который имел филиалы по всей Европе и в Америке. Он скрывался под маской филантропической организации и имел в каждой стране административный совет, который состоял из очень важных лиц, начиная с английских герцогинь и до американских журналистов и французских ученых, которые никогда не слышали о Вилли Мюнценберге и считали Коминтерн пугалом, созданным пропагандой доктора Геббельса». А под прикрытием всех этих организаций НКВД и разведывательное управление Красной армии устраивали в правительственные структуры западных государств своих агентов, вербовали интеллектуалов и офицеров, добывали важные документы, проводили кампании дезинформации. Скажем, знаменитую «кембриджскую пятерку» советская разведка завербовала при активном содействии «треста Мюнценберга», а будущий суперагент Ким Филби даже работал в парижском офисе этой организации...
Что касается более близких к нам времен, стоит вспомнить, как в 1970—1980-х КГБ и восточнонемецкая «Штази» из-за кулис направляли действия «зеленых» и леворадикальных движений Западной Европы против НАТО и США. Особенно успешно эта спецоперация проходила в ФРГ; когда после падения Берлинской стены и опубликования соответствующих документов стало известно о том, что искренних борцов за окружающую среду и разоружение использовали в качестве «полезных идиотов», известные лидеры «зеленых» Петра Келли и Герт Бастиан покончили счеты с жизнью. Ну, а Вилли Мюнценберга, который порвал со Сталиным после подписания Пакта Молотова — Риббентропа, в 1940 году во Франции уничтожили боевики НКВД во главе с будущим министром госбезопасности ГДР Эрихом Мильке...
Но уроки истории для ревнителей «чистой поэзии» ничего не значат. Как ни значат они ничего и для их защитников, проповедников политической свободы без каких-либо ограничений. Мол, нельзя никому ничего запрещать, ни «Украинскому выбору», ни коммунистам, ко всему следует относиться толерантно, а запрещения — это из репертуара тоталитаризма: вот Гитлер коммунистов запретил...
В действительности Гитлер запретил не коммунистов — он запретил все партии, в том числе и компартию, а коммунистов охотно принимал в НСДАП, считая их ценными бойцами, сделанными из хорошего человеческого материала. Но дело не в том: Коммунистическую партию Германии в 1956 году запретили в вполне демократической ФРГ (так же, как и НСДАП или ее наследников: скажем, была запрещена Социалистическая имперская партия). Ведь было доказано, что КПГ действовала и действует с целью свержения демократии и в интересах Кремля. А в начале 1970-х в ФРГ был принят закон о запрете на профессии, согласно которому на государственной службе и в системе образования не могли работать лица, которые исповедовали радикальные взгляды, — не суть важно, левые или правые. Это стало ответом на разгул радикалов — прежде всего ультралевых организаций, которые под лозунгами борьбы за мировую революцию и преодоление фашизма и капитализма развернули масштабный террор, жертвами которого становилось — кроме политиков, полицейских и бизнесменов — немало случайных, априори ни в чем даже с точки зрения леваков неповинных людей. На стороне этих радикалов сначала была значительная часть немецких интеллектуалов, которые и не подозревали, что «борцы за справедливость» получают достаточно большую финансовую и организационную помощь со стороны спецслужб стран советского лагеря. Кстати, так же, как и вполне легальные компартии Европы и Америки. Вот и понадобились решительные меры, чтобы оградить общество от «борцов за свободу», которых использовали (нередко «втемную») тоталитарные режимы для уничтожения этой самой свободы...
...Впрочем, я понимаю, что для поэтов и интеллектуалов, тем более молодых, все это звучит неубедительно. Мол, это каких-то глупых европейцев можно было затянуть в сети спецслужб и использовать в чьих-то интересах, а мы — битые жизнью, мы украинцы. Что же, у меня сохранилась запись десятилетней давности со времен работы на Радио «Свобода», где патриарх украинской поэзии профессор Игорь Качуровский рассказывает, как его, политэмигранта, пытались завербовать советские спецслужбы. И действовали не в лоб, не напрямую, а через привлечение к деятельности, где было бы нужно его литературное умение. И что интересно: попытку эту сделал не кто-нибудь, а небезызвестный в эмиграции писатель, адепт абсолютной творческой свободы, свободный от каких-либо моральных табу...
Понятное дело, никоим образом нельзя считать участников «Арт-площадки» и их защитников чьими-то платными агентами. Но «полезными идиотами» они уже себя показали. И фигурами, вполне пригодными для игры «втемную» — тоже. Неужели же история действительно нередко учит только тому, что она ничему не учит?