Как это ни странно, но в истории об интимной переписки главы комитета Верховной Рады по вопросам внешней политики и межпарламентского сотрудничества Богдана Яременко есть один, очень положительный для нас с вами момент - десакрализацию власти уже не остановить.
Но надо четко понимать, что произошло. Для постороннего наблюдателя это выглядело так.
Издание «Буквы» выложило переписку, которую журналисты сфотографировали с телефона народного депутата от «Слуги народа» Богдана Яременко. На фото видно, как депутат договаривается с проституткой о предоставлении интимных услуг. Как только эти фото получили распространение, депутат сделал у себя в Фейсбуке заявление о том, что это все была провокация, которую он устроил для журналистов, чтобы проверить, кто из них, скажем так, ловит «слуг» с поличным.
Нечего и говорить, что в такое оправдание не поверил никто. Даже коллеги по фракции забросали господина Яременко обвинениями в том, что он их всех подставил.
Уже во второй половине дня Богдан Яременко выступил с трибуны Верховной Рады, и попросил прощения у коллег по партии, президента, а также у своей жены за совершенный им поступок. Но не за тот поступок, где он пытается найти «любовь на стороне», поскольку, судя по всему, он собирается настаивать, что это была провокация. Просит прощения он за сам факт такой провокации. «Не все решения бывают одинаково удачными», - говорит председатель комитета Яременко.
Трудно не согласиться со словами народного депутата и дипломата с многолетним стажем.
Но дальше в своей речи он угрожает журналистам уголовным делом, за то что они вмешались в его частную жизнь.
Это вызвало возмущение журналистского сообщества, а также председатель Национального союза журналистов Украины Сергей Томиленко призвал народных избранников прекратить запугивать журналистов Уголовным кодексом.
«Парламентские фотокоры и журналисты не должны бояться ответственности за свою работу. Главная тема парламентских сюжетов - поведение, действия, заявления народных депутатов. Поэтому напоминать об Уголовном или моральном кодексе, прежде всего, нужно парламентариям и чиновникам», - написал у себя на странице в Фейсбук Томиленко.
А вот журналисты «Букв», сделав соответствующее заявление против давления, решили не останавливаться, и вечером выложили еще больше фотофактов о тайной стороне жизни Богдана Яременко. И если верить этим снимкам, политик является постоянным пользователем различных сайтов знакомств.
Здесь, конечно, можно напомнить, что Богдан Яременко женат, имеет двоих детей, и вообще как народный избранник должен придерживаться определенных нравственных норм, но пусть об этом беспокоится жена и его избиратели. Хотя, если учесть, что институт политической репутации в Украине понятие причудливое, то беспокоить аморальное поведение Яременко может только его семью. Для политического анализа ценность имеет нечто другое.
В одной из переписок Богдан Яременко, отвечая на просьбу женщины, которую, судя по всему, он знает лично, помочь приобрести ей жилье, говорит, что 10 тыс. долларов это значительно выше его возможностей.
Так давайте на вопросе денег и сконцентрируем немного внимания.
Никто и никогда не считал украинских политиков святыми людьми. Но скандалов и тем более с сексуальным подтекстом было не так много.
Из современных можно вспомнить прошлогоднее дело Александра Варченко, высокопоставленного чина Нацполиции, который угрозами якобы принуждал студентку к интимным отношениям. Но, как мы помним, по этому делу стояло гораздо больше, чем просто так сказать неуемное желание Варченко найти себе развлечение. Наконец, «развлечение» нашли «черные пиарщики», на которых и было заведено дело за организацию «сексуального скандала».
Скорее всего, к категории «заказной секс-скандал» можно отнести и дело 2009 года, наделавшее тогда много шума. Речь идет о так называемом «педофильном скандале», когда трех народных депутатов от «Батькивщины» обвинили в развращении и изнасиловании несовершеннолетних в детском лагере «Артек». Почему этот скандал можно считать заказным, потому что дальше громких заявлений дело так и не продвинулось, а политики продолжили заниматься политической деятельностью.
Вообще-то, в парламенте восьмого созыва было зафиксировано два громких интимных скандала. В 2015 году журналисты зафиксировали переписку депутата от «Самопомощи» Андрея Мирошника с любовницей об отдыхе на Мальдивах за 10 тысяч евро. Как следствие, депутат развелся с женой и потерял депутатский мандат. А в 2017 году на интимной переписке поймали народного депутата Сергея Шахова. Но он смог убедить, что переписывался с 16-летней дочерью своего друга, которому просто помогает финансово, а все те ласковые формы обращения друг к другу журналисты просто неправильно поняли.
Еще можно вспомнить известных политиков прошлых времен Николая Рудковского, которого поймали на том, что он во время пребывания в должности министра транспорта возил любовницу на частном чартере за бюджетные деньги в Париж и главного коммуниста Украины Петра Симоненко, который после 35-летней супружеской жизни ушел от жены к молодой любовнице.
Поэтому, скандалов, как мы видим, было немного, но дело вовсе не в том, что у политиков прошлых времен не было тайных страстей и жизни. Дело в совершенно ином подходе к организации этой жизни.
Например, многим известно, что существовали целые секретные частные агентства, которые организовывали для чиновников развлечения на разные вкусы, и обеспечивали полную их конфиденциальность. К тому же и сами политики очень сильно заботились об охране собственной частной жизни. Но это все требовало немалых денег, которые украинскими политиками зарабатывались обычно не совсем легальным путем. А иногда и откровенно криминальным.
Собственно, именно коррумпированность и закрытость власти привели сначала к Оранжевой Революции, а затем и к Революции Достоинства. Наконец, персональный состав представителей власти начал кардинально меняться.
В секс-скандале с Богданом Яременко фигурировала стоимость интимных услуг - 100 долларов в час. Можно только представить, какой гомерический хохот это могло вызвать, например, у нардепов фракции «Оппозиционная платформа «За жизнь», которая почти на 100 процентов состоит из представителей не просто прошлой, а даже позапрошлой власти. То есть, это люди, которые всегда платили большие деньги за то, чтобы их тайны такими и оставались.
Нынешние представители власти тоже хотят жить «красиво», как чиновники прошлых времен, но, благодаря высокому личному рейтингу Владимира Зеленского, во властные кабинеты попали люди, которые бы никогда раньше там не оказались. И для этих людей 100 долларов - это деньги. То есть обычно никакого другого заработка, чем их зарплата, они просто не имеют. Так, 36 тыс. гривен, то есть полторы тысячи долларов, а именно столько сейчас примерно получает народный избранник - это не маленькие деньги, но у многих депутатов прошлых созывов это были деньги разве что на сигареты.
Сейчас же глава комитета Верховной Рады говорит, что 10 тысяч долларов это значительно выше его возможностей.
Давайте откровенно, разве стал бы искать депутат, который является публичной и узнаваемой персоной, секс за 100 долларов и подвергать себя риску, если бы он мог просто заплатить соответствующую сумму за соответствующий уровень безопасности? Кажется, нет. И скорее всего, 10 тысяч долларов для такого депутата были бы вполне в пределах его возможностей.
Но это был бы совсем другой депутат, и совсем другая история.
Фракция «Слуга народа» в своем большинстве бедные как «церковные мыши». Более того, они лишены возможностей создавать различные «схемы». Над ними осуществляется жесткий контроль руководства фракции, и партии в целом, и этот контроль будет только усиливаться. Последняя эпопея с полиграфом лучшее тому свидетельство. Но качественно депутаты не изменились. Изменились общие условия их труда.
И вот в этом заключается хорошая для нас новость. Своим существованием, Рада девятого созыва будет дискредитировать и десакрализировать само понятие «власть» в определенном его понимании.
Поэтому, гораздо хуже было бы, если бы по просьбе женщины дать ей 10 тысяч долларов, депутат Яременко ответил бы «Без проблем!». А о каких-то там «похождениях» по сайтам знакомств мы бы даже и не узнали, потому что богатый депутат просто обратился бы в соответствующие агентства. И вот это все означало бы, что ничего не меняется, что в Раде как зарабатывали бешеные деньги, так и продолжают это делать. Зато, использовать власть как инструмент для зарабатывания бешеных денег становится все труднее, поэтому те, кто рассматривают депутатские мандаты как пропуска в мир богачей, просто прекратят рваться к власти.
И это действительно не может не радовать.
А вот с «обликоморале» украинского депутата разберется избиратель на следующих выборах, когда бы они не состоялись.