Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Далеко от Москвы

12 сентября, 2014 - 14:41

Почему вы такие? — спрашиваем мы, глядя на Восток, затем, обернувшись на 180 градусов, повторяем то же самое в сторону Запада. Части света, которым «не сойтись никогда» по версии Р.Киплинга, все-таки столкнулись на нашей территории и на нашу голову. Украина, как узкое пространство между колеями, по которым мчатся в разные стороны грохочущие составы, пока не лучшее место для неторопливых изъяснений. С Востоком говорить нечего. Там курят фимиам империи, чекиста сажают на трон, тоскуют по крепостному праву и желают всех нас расселить по ново-мало-великороссиям. От этого ужаса взгляды надежды сами по себе обращаются на Запад. Мы с вами одной крови! — кричим с нашего берега приветствие из наследия того же знаменитого британца, знавшего толк в дружбе разных существ. Но Запад не торопится бросать свое могучее тело в наши распростертые объятия. Он медлит с помощью, словно с открытием второго фронта, бесконечно взвешивает риски на своих цивилизационных весах, и твердит фразы из школьных сочинений про мир на Земле. Нам приятно слышать, но хочется большего. «Просчитались украинцы. Мир наполнен трусами и подлецами», — говорят нам друзья и враги на Востоке, имея в виду, прежде всего себя. Ведь на мерзком фоне любые гадости в глаза не бросаются. Можно понять хороших людей, акклиматизировавшихся в условиях грязевых потоков с небес. Когда сутками льет во дворе, кажется, будто весь мир накрыло.

Но кажущееся не означает действительное. Восток не настолько двинулся мозгами, как мы полагаем, листая их прессу. Хотя тысячи поваров пропагандистской кухни ежедневно выпекают галлюциногенные блины с калачами, стоит прекратить кормление, пелена с глаз спадет. Сегодня за партию Сталина-Путина — 86%, завтра — 15%. Так учит история.

Запад не настолько примитивен, чтобы поместиться в одну матрицу поведения. Там казарменное единообразие в мыслях исчезло аж в позапрошлом веке. Видно, самому Западу надоели теоретические упражнения на тему нынешней ситуации в мире и достали порицания в адрес их политиков, дескать, почему не обладаете харизмой с явной придурью, как ваши коллеги на Востоке? Поэтому решили обратиться к первоисточнику, то есть народному мнению. И вот германское отделение фонда Германа Маршалла, вместе с американскими коллегами, провели масштабное социологическое исследование. Говорят, его специально заказали к саммиту НАТО в Уэльсе. Материал называется «Трансатлантические тенденции» и уже представлен на сайте фонда и в мировых СМИ.

Не приводя многочисленные ряды цифр и длинный перечень вопросов, остановлюсь на существенных для нас. Большинство опрошенных из стран НАТО предпочитают использовать вооруженные силы блока в пределах границ ЕС, но 57 % американцев и 58% европейцев готовы пойти на обострение с Россией, ради помощи Украине. При этом в каждой из стран расклады отличаются по понятной для всех нас причине. Украину будут рады видеть членом НАТО 68% американцев и 46% европейцев. Но на этом пути у нас больше всего противников в Германии — 67 %. И против нашего членства в ЕС Германия тоже дает нам 63% черных шаров. Однако не потому, что немцы довольны Россией. 70% опрошенных граждан Германии негативно относятся к политике Путина. То есть, поведение госпожи А.Меркель вовсе не капризы или пристрастия «фрау Риббентроп», а естественная тактика главы государства, опирающаяся на мнение большинства населения. Дуализм немецкого общества передается лидеру страны. Кстати, авторы исследования тоже акцентируют внимание на двойственности мнений граждан ЕС и США в оценках одних и тех же явлений. Хотя Украину поддерживает убедительное большинство европейцев и американцев, но действия НАТО за пределами своих границ готовы принять 49% в США, и резко осуждают 51% жителей ЕС.

Фонд Г.Маршалла составил и российскую картину общественного мнения, заметив в ней явные черты деспотии. Что, конечно же, не секрет, а лишь еще одна констатация. 83% респондентов из восточной державы поддерживают политический курс, 55% ненавидят Европу, 64% — Украину и 72% — США.

Именно эти цифры — окончательный штрих, завершающий социологическую картину мира. Украина в ментальном пространстве Запада и Востока переместилась ближе к Атлантике. Для многих граждан Европы и Америки мы пока новички, и нас с разных сторон придирчиво оглядывают коренные жители. Но мы уже не чужие им, зато ставшие врагами вчерашним друзьям. Граница холодной войны и размежевания прошлого века отошла от Карпатских гор и пролегла по донецким степям. Там теперь межа мировоззрений разных веков и разных культур.

Сейчас на этой меже перегруппировка сил. «Никогда не существовавшие» на нашей территории российские войска длинными колоннами тянутся к зимним квартирам. Зыбкий мир песчаным барханом застыл посреди степей, где воронки от снарядов еще не заросли здешней живучей сон-травой. Все еще обнажено, болит и кровоточит. Сердцем мы понимаем суть происшедшего, но разум еще не постиг масштабов трагедии и перемен.

Помню недавние сетования на отсутствие национальной идеи, которую «надо прописать», как бизнес-план, на кивки в сторону «сильной России», на призывы строить что-то общее с нынешним врагом. Почему это не сработало? Несмотря на крепкий союз и слаженные действия правительств Януковича и Путина. Несмотря на все виды насилия и политического шантажа?

Есть множество комментариев на этот счет, но аргументация с позиций сегодняшних геополитических раскладов вряд ли интересует семьи погибших солдат, раненных в госпиталях и всех нас, воспринимавших российский триколор уколом в собственное сердце. Достоинство — моральная категория и не учитывается в среде, где на него не делают ставку. А мы сделали. Впервые за долгую историю пошли своим путем. Не начертанным гетманами, и депутатами директорий и рад, не родившегося в прагматичных расчетах, и не выбранного меньшим из двух зол. Мы пошли за мечтой, которую можно назвать западным выбором, европейскими ценностями, как угодно. На самом деле, мы стремились к эгалитарному обществу, свойственному украинскому характеру и культуре с давних времен и фактически существовавшему в нашей стране, где причастность к правящим элитам означала для громады предательство и позор. Наверное, этот вектор не означает полного совпадения с западными демократиями, но он точно страшно далек от восточного деспотизма.

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ