Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Две революции...

Но олигархическая Украина все еще не превратилась в Украину демократическую
29 ноября, 2019 - 11:44

В наши дни очень часто, говоря о Евромайдане и Революции Достоинства, смешивают эти два понятия. Между тем, хотя эти явления и связаны между собой, между ними существует принципиальная разница, на которую необходимо указать. Особенно важно сделать это сейчас, в годовщину того самого исторического разгона студентов — ведь он произошел именно в ночь с 29 на 30 ноября.

Евромайдан был протестом против конкретного шага власти — отказа от евроинтеграции Украины. Этот протест мог бы погаснуть сам собой — да он, собственно, в самом деле гас. Почти все сторонники интеграции Украины в Европу разошлись по домам. Остались только несколько сотен студентов, которые бы и так немного померзли, и тоже пошли домой.

Но Виктор Янукович в припадке государственной мудрости решил применить против этой горстки студентов насилие. Результат известен — Революция Достоинства, которая смела Януковича.

Речь уже не шла о евроинтеграции. Просто власть оказалась настолько порочной, что нельзя было сохранить государство, если она останется. Нельзя жить, если не будет убит царь. Так рассуждали и в Российской империи начала ХХ века, и в Римском царстве двумя с половиной тысячелетиями ранее — при Тарквинии Высокомерном, и в Украине конца 2013 года. Века идут, а схема перемены власти остается прежней.

Здесь особенно важно помнить, что революция была протестом не против каких-то конкретных действий власти, а против власти как таковой. Конечно, и этот протест оседлали олигархи. Но и тигра можно оседлать, а вот долго ли ты сможешь скакать на нем?

Стоит взять на заметку, что решающую роль сыграли студенты, молодежь. Действительно, в итоге революции одних олигархов сменили другие, что и вызвало потребность в Зеленском. Но они — лишь наконечник копья. Наконечник может меняться, а древко остается прежним. И оно до сих пор никуда не девается — постольку, поскольку в нем есть нужда.

В 2019 году наконечник вновь сменился, а древко осталось все тем же. И вновь это произошло волей молодежи, ведь именно она в первую очередь поддержала на выборах Владимира Зеленского — который стал огромной фигой в сторону правящего класса.

Да, это уже не совсем та молодежь. Кому к началу Евромайдана было 20 лет, тем сейчас 26. Они больше не студенты — у многих работа, дом, семья, дети... Но и они готовы снова выйти на Майдан, да и на смену им подросла новая молодежь.

Еще раз повторюсь: Евромайдан был протестом против конкретных действий власти. Революция Достоинства — протестом против существующей власти как таковой. «Нельзя жить, если не будет убит царь». Тогдашняя власть, эпохи Януковича, настолько возмутила народ тем, что демонстративно плюнула ему в лицо. И подписала себе приговор.

Нынешняя же власть... Нет, она в лицо народу пока что не плюет, но старательно от него прячется. Полгода назад Владимир Зеленский выдвигал перед выборами отличную идею: вместо представительной демократии развивать прямую, через референдумы (современный уровень технологий это вполне позволяет). К сожалению, слова разошлись с делами. Все мало-мальски значимые решения принимаются непонятно кем и непонятно где. Какое значение имеет воля народа? Куда важнее, кто кому что шепнул на ухо в Офисе президента. А все вместе почему-то называется «демократия».

Что же, Зеленский пока что может себе такое позволить — он ведь народный кумир. Но стоит вспомнить, что таким кумиром в начале 2005 года был Виктор Ющенко. А заодно вспомнить и о его дальнейшей политической судьбе.

У американского фантаста Роберта Шекли в повести «Билет на планету Транай» рассказывается о стране, где президент по должности обязан носить ошейник с бомбой, способной своим взрывом оторвать голову. Бомба приводится в действие кнопкой, которая расположена на центральной площади столицы, и нажать ее может всякий желающий. Идея проста: «Если граждане зависят от нас, то и мы в той же мере должны зависеть от них».

Украинский президент ошейника с бомбой не носит. Но роль этого ошейника играет действительный или возможный Майдан, о чем, похоже, ни Порошенко, ни Зеленский не вспоминают. Янукович тоже не вспоминал, пока не стало слишком поздно.

А вот о чем действительно стоит помнить — так это о том, что Революция Достоинства по сей день не закончена, поскольку ее задачи до сих пор не разрешены. Олигархическая Украина все еще не превратилась в Украину демократическую. Избрание Владимира Зеленского стало очередным шагом в этом процессе, но вовсе не факт, что этот шаг окажется успешным.

«Заробитчане» и в самом деле разъехались по соседним странам, но ведь это в основном люди более-менее зрелого возраста. Политически активная молодежь (например, те же киевские студенты) никуда не делась. И она готова не только отстаивать свои взгляды, но и драться за них.

Посмотри наверх, Дамокл. Видишь висящий над твоей головой меч? Вот это и есть Майдан.

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ