Европейский Союз объявил о своем партнерстве с Украиной и готовности к подписанию с Киевом далеко идущего Соглашения об ассоциации. Пришло время для Брюсселя выполнить обещание, данное Украине, также касательно своей политики в отношении России. ЕС и его государства-члены должны объявить Москве о возможных контрмерах со стороны Союза, в случае, если Кремль решит наказать Украину за ее Ассоциацию с ЕС.
По каким причинам украинский Президент Виктор Янукович внезапно отказался от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС в ноябре 2013 года? Конечно, никогда не возникало сомнений в том, что официально проевропейский курс Януковича был, в лучшем случае, условным. Но все же, Соглашение об ассоциации предоставляло хорошую возможность для Януковича превратить свое в других отношениях неудачное президентство в успех. Подписание судьбоносного договора с ЕС сделало бы Януковича исторической фигурой, повысило бы его шансы на переизбрание Президентом в 2015 г., а также предоставило бы ему и его семье своего рода защиту от потенциальных будущих преследований. Однако он вернулся с саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе с пустыми руками. Последовавшие вслед за этим протесты украинцев сегодня подрывают стабильность его режима и наглядно иллюстрируют те риски, на которые месяц назад пошел Янукович, сменив внешнеполитический курс страны.
Уклонение Януковича от подписания парафированного его собственным правительством год тому назад Соглашения, очевидно, не было автономным решением украинского руководства. Все указывает на то, что стремительно увеличивавшееся давление России на Киев в последние месяцы сыграло важную, если не решающую роль в принятии этого решения. Например, в августе 2013 г. Россия коротко продемонстрировала Украине, на какие последствия та должна будет рассчитывать в случае подписания договора с ЕС. Почти весь украинский экспорт в Россию был остановлен на пять дней ранее не оглашенным ожесточением таможенных процедур на российско-украинской границе. Убытки как украинских экспортеров, так и российских импортеров составили миллионы долларов. С тех пор со стороны российских официальных представителей поступило множество открытых предупреждений и скрытых угроз на случай, если Украина подпишет Соглашение об ассоциации с ЕС.
Российский потенциал давления на Украину проистекает из асимметрии российско-украинских торговых связей. Доля Украины в общем российском импорте составляет менее 10% и при необходимости Россия может заместить большую ее часть импортом из других стран или товарами собственного производства. Напротив, доля украинского экспорта, который идет в Россию, составляет примерно четверть всей внешней торговли Украины (примерно сравнимой с долей ее экспорта в ЕС). Большая часть экспортируемых Украиной в Россию товаров невозможно с легкостью сбыть на других рынках. Поэтому целые отрасли украинской промышленности в большей или меньшей степени зависят от российского рынка. Кроме того, Украина зависит от российского сырья, в частности, от поставок «Газпрома». И напоследок, Путин уже неоднократно, как, например, в случае с расчленением «ЮКОСа» или с войной в Грузии, продемонстрировал, что для него чисто экономические расчеты являются второстепенными.
Можно что угодно думать о Януковиче, но он, его правительство и вся Украина стоят перед дилеммой. В среднесрочной перспективе Соглашение об ассоциации содержит много шансов для Украины. В краткосрочном же отношении издержки на перенаправление украинской экономики на рынок ЕС многократно увеличились объявленными Россией «защитными мерами». В случае введения Россией торговых санкций по августовскому образцу, для Украины Соглашение с ЕС может обойтись резким спадом ее промышленного производства, растущей безработицей, социальными потрясениями и обвалом ее валюты. Экономическое положение Украины и без того хрупкое — не в последнюю очередь вследствие того, что Россия уже сейчас ввела ряд ограничений на торговлю с Украиной в качестве предостережения. Дальнейшие российские «защитные меры» наверняка приведут страну в состояние глубокого экономического кризиса, который может дестабилизировать все еще неустойчивую украинскую государственность.
До сих пор ЕС реагировал на эту ситуацию лишь патетическими декларациями в адрес России и осторожными обещаниями помощи Киеву. Самым проблематичным является то, что государства-члены ЕС пока не увидели никакой связи между своими собственными торговыми отношениями с Россией, с одной стороны, и российско-украинским конфликтом, с другой. ЕС провозгласил свое партнерство и желание, путем подписания крупнейшего в своей истории внешнего соглашения, вступить в Ассоциацию с Украиной. Но действовать как настоящий партнер Украины и принимать ответственность за свою политику ассоциирования, Союз, очевидно, еще не готов. В понимании некоторых государств ЕС их прибыльные торговые отношения с Россией — это одно дело; а сегодняшние напряжения между Россией и Украиной, которым способствовала восточная политика тех же самых государств ЕС — это совершенно другое дело.
При этом ЕС мог бы при желании достаточно быстро охладить конфликт между Россией и Украиной, так как у него есть значительный потенциал давления на Москву. Асимметрия торговых отношений Украина-Россия зеркально отображена в несимметричности торговых отношений РФ-ЕС. Самым крупным торговым и инвестиционным партнером России является не кто иной, как ЕС, с членами-государствами которого Россия осуществляет приблизительно половину всей своей внешней торговли, и от которых она получает три четверти своих иностранных инвестиций. Россия, правда, в свою очередь находится в пятерке самых крупных внешних торговых партнеров ЕС. Но все же, в торговых отношениях отдельных государств ЕС она имеет лишь незначительную долю. В то время как, например, Германия с около 9% от общего российского внешнего торгового объема — это третий по величине партнер РФ, Россия с примерно 4,5% от общих германских торговых отношений является только девятым по величине торговым партнером Германии.
Готов ли ЕС принять реальную ответственность за свое «Восточное партнерство» и политику ассоциаций на постсоветском пространстве? Евросоюз мог бы относительно легко помочь Украине, объявив, например, что он будет ускоренно реструктурировать свое энергоснабжение, в случае, если Москва оштрафует Украину за ее Ассоциацию с ЕС. Россия располагает значительными запасами природного газа и многими потенциальными клиентами во всем мире. Однако, большая часть ее транспортных путей — т.е. газопроводы — ведет на запад, и не может быть заменена в короткие сроки и без значительных затрат. Российскому правительству необходимы безотлагательные ежемесячные европейские переводы за поставленный газ, чтобы платить пенсии, зарплаты и стипендии населению. Если действительно дойдет до торговой войны, ЕС мог бы сам установить скорость замены газовых поставок из России на энергоснабжение из других источников. Но, скорее всего, в этом не будет необходимости, так как Кремль в своих собственных интересах будет вынужден принять всерьез эти или им подобные предостережения ЕС. Сегодня одного лишь однозначного сигнала Брюсселя в Москву будет достаточно, чтобы вернуть авторитет «Восточному партнерству» и сделать целесообразной политику ассоциаций ЕС на постсоветском пространстве.
Андреас УМЛАНД — кандидат исторических наук (Dr. phil. FU Berlin), кандидат политических наук (Ph. D. Cambridge), доцент кафедры политологии Киево-Могилянской академии. Член Международного клуба «Валдай», Научно-экспертного совета Комитета по вопросам европейской интеграции Верховной Рады Украины и Гражданского совета украинской секции Международной ассоциации студентов политической науки.