Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

А если не «на злобу дня»?..

12 апреля, 2017 - 11:32

В рамках старого советского штампа «на злобу дня» наши медиа пробуют работать уже давно… Но относительно недавно мы перестали даже замечать, что ключевым в этом штампе стало слово «злоба»… У нас злое телевидение, злые программы, которые готовят злые журналисты для доведенных до крайней степени злости телезрителей. «Злой» и «крутой» в журналистском мире смешались практически оптимально.

Ну, хорошо, легко понять злость… нет, ну, это и не совсем злость, а досада, скорее… так вот – легко понять чувства журналистов, которые на их законном журналистском месте вдруг стали все чаще замечать политиков. Я по сути того, о чем и для чего говорят в эфире политики, словом даже не обмолвлюсь. Я о другом. О том, почему политики пришли в эфиры, часами держат рейтинги на недосягаемых журналистских высотах уже и как ведущие целых программ…

Выдвину собственную версию, она не претендует на абсолютную, но, скажем, как вариант рабочей, мне кажется, имеет право быть.

В нашем журналистском деле произошли некие тектанические сдвиги. Они раскололи ту «льдину», на которой много лет медиа-мир чувствовал себя устойчиво. Журналист – он как бы совмещал в себе «инженера человеческих душ» и «властителя дум»; ну, не без того, чтобы и черновой работой «на злобу дня», конечно, приходилось подрабатывать. Однако кругом, который всегда журналиста держал на плаву и вел правильным курсом, было слово «автор». Журналист — нравился он или вызывал раздражение — оставался автором, нес в себе индивидуальность, штучность, оригинальность — причем не только во внешности, но и в высказываемых мыслях. Журналист анализировал, искал объяснений, сопереживал вместе с читателем и зрителем, — а тот, в свою очередь, давал возможность понять журналисту, что его индивидуальностью он ему, читателю и зрителю, интересен…

С некоторых пор «авторская» журналистика не просто отошла на второй план, она практически разделила судьбу бальзаковской шагреневой кожи. У нас полно «ведущих», но почти совсем не стало авторов программ. По крайней мере, новых и ярких так сразу и не припомнить…И тектанические сдвиги пошли навстречу друг другу: мы перестали видеть на экранах или читать в газетах индивидуальностей, авторов, аналитиков в самом прямом смысле этого слова; с другой стороны, общество опустило свою требовательность на уровень «ток-шоу» (у нас этим называют практически все «серьезные» программы ТВ и радио) — и не очень хочет видеть в кадре только журналиста. Оно предпочитает иногда и политика: он всегда готов говорить громко, объяснять все просто, предлагать много. Как там? «…Я сам обманываться рад…».

И нам, журналистам, обижаться на это не стоит. Политик просто другого ищет: не сентиментальностей там всяких. Его все - рейтинги и голоса, в самом неудачном случае сойдет «озвучка» партийной программы… А журналист-то человек творческий… Он хочет и должен нравится даже больше, чем политик… Таких, которые не нравятся (и не могут нравится априори!), но их смотрят и смотрят — у нас-то на экранах вон сколько!..

Индивидуальный, колкий, неудобный, в конце концов — просто грамотный автор (умоляю, не читайте личных страничек в соцсетях, разочаруетесь!) не всегда вписывается в «поставленные задачи». Кому ставят задачи, спросите вы. Не приходится удивляться: как подразделениям, как пресс-службам, как приложениям к холдингам творческим коллективам тоже давно уже ставят задачи. А в таких системах «на злобу дня» авторское и индивидуально выживает не всегда. Хорошо, если вообще выживает, тем ценнее…

Вообще-то я оптимист. Но тут, мне кажется, мы реально теряем огромную часть исторического наследия, пардон за высокий стиль. Потому что хорошая авторская журналистика, высокий уровень компетентности и подготовленности журналиста, его владение пером (микрофоном) в сочетании с высокими аналитическими способностями, умение превратить инсайдерские «сливы» в политические шахматы и объяснение правил игры и прав игроков — уверен, это все было «историческим» достижением молодой журналистики независимой Украины, и уж точно – первых 10-15 лет ее существования.

Трамп вел свою программу на американском телевидении. И Трамп стал президентом, это факт. Есть ли тут взаимосвязь? Я скажу только одно: вот уж точно ни один из тех журналистов, которые ведут множество авторских программ на очень «авторизированном» американском ТВ не впал в отчаяние, не ушел из профессии, боюсь, даже рейтинги не снизил…

Может, потому что у них злых не так много?

Владимир КАЦМАН, заслуженный журналист Украины

Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ