Диссонансы заметнее консонансов. Режут слух и бросаются в глаза. Если желтая пресса в России печатает перлы своего Проханова с нашим Чаленко, все вроде выглядит гармонично. Но когда на одном с ними информационном поле появляется главный раввин Москвы и Европы Пинхас Гольдшмидт, сразу ощущаешь подвох и чувствуешь потребность объяснить парадокс. Он, к сожалению, не один, и заключен не столько в выборе компании, сколько в толковании смыслов, очевидных для одних народов и совсем непонятных другим.
• «Диалог религий поверх политических раздоров», так назвал свою статью в «Известиях» духовный пастырь двух миров, которые никак не могут сойтись на идейной почве. Поводом для статьи послужила встреча автора с Папой Франциском I, которая, по словам ребе Гольдшмидта, была первой в истории двух религий. Хотя контакты Ватикана с иудеями носят регулярный характер. В 2009 году понтифик Бенедикт XVI посещал Святую землю с официальным визитом и долго беседовал с главными раввинами Израиля Йоной Мецгером и Шломо Омаром, президентом Всемирного еврейского конгресса Рональдом Лаудером, лидером Конференции президентов ведущих еврейских организаций США и Канады Малкольмом Хенлайном и другими, не менее важными персонами, чем блогер газеты «Известия». И это не просто констатация честолюбивого преувеличения. Речь идет о международном конфессиональном сотрудничестве, которое никогда не прерывалось со времен создания современного Израиля. Тогда о каком же новом диалоге религий говорит главный раввин Европы и Москвы?
• Предмет дискуссии по Пинхасу Гольдшмидту — религиозная нетерпимость, культивируемая в Европе, и культурно-национальная толерантность, присущая Москве: «Парламентарии Запада периодически пытаются ограничивать свободу вероисповедания. Запретить носить хиджабы, например, или обрезать своих сыновей. С другой стороны, Европа, увы, «пригрела на груди» ростки исламского фундаментализма, и сегодня это оборачивается чудовищными терактами и средневековой резней...» — утверждает ребе. И далее приводит еще более обескураживающие факты. Цитирую: «Нижняя палата голландского парламента пыталась ограничить производство халяльного и кошерного мяса. Конференция европейских раввинов, которую я возглавляю, вмешалась в процесс, законопроект не прошел. А в Гамбурге чуть было не ввели запрет на обрезание. Для мусульман и иудеев это равносильно заявлению: «Уезжайте отсюда!». Мы провели большой Совет раввинов. Через два дня Ангела Меркель высказалась против запрета. У Москвы в этом смысле большой потенциал не только, как у моста между цивилизациями. Еврейская Москва сегодня находится в мейнстриме еврейской Европы. В Брюсселе, например, нет ни одного кошерного ресторана, в то время как российская столица — очень комфортный для проживания иудеев город».
• Ну, как тут не порадоваться за евреев, узнавших, наконец, где им на планете жить хорошо! В какой еще стране им создают автономные области для компактного проживания и предлагают чистые продукты местного производства? Ведь не в Голландии же! Жаль только, россияне, включая и евреев, продолжают, говоря словами российских чиновников, «валить из страны», не оценив гарантий обрезания и кошерности пищи. По данным неполитического российского сайта компании, оказывающей содействие иммиграции из России, страну ежегодно покидают до миллиона граждан. На первом месте перемещения на ПМЖ — Германия, за ней США, Израиль, Канада и другие страны...
Дело дошло до того, что в Израиль из СССР и России выехало более миллиона евреев, образовав там общину размером в 20% местного населения. И всего 250 тысяч граждан, исповедующих иудейские традиции, остались на родине комфортного, но не исторического проживания. Причем 90% из них — в Москве. В другой еврейской столице России, то есть в Биробиджане, из 74 777 жителей — всего 1% евреев (данные директора Центра библеистики и иудаики РГГУ, демографа Марка Куповецкого). Ведь понятно — кто, куда и почему едет...
• Можно приводить бесконечное число доказательств очевидного правила. Если Россия занимает лидирующее место в рейтинге наиболее опасных для жизни человека стран, уступая первенство лишь Габону, Афганистану и иже с ними, то вряд ли найдется этнос и религия, которая бы сочла эту страну комфортной для проживания. Фундаменталистов в счет не берем. Почему же тогда в еврейском европейском сообществе не вызывают удивления диффамации коллег в черносотенных изданиях?
До недавнего времени президентом Европейского еврейского союза (EJU) был уважаемый Игорь Валерьевич Коломойский. Не помню, чтобы он высказывался о Москве как о городе комфортного проживания евреев, где всем живется неважно, а вот евреям — просто замечательно. Прямо какой-то третий Рим с иудейским благополучием... Вряд ли после захвата Крыма и развязывания войны с Украиной евреям внутри Садового кольца открылись заманчивые перспективы. Скорее всего, виды открылись одному на данный момент нужному Москве человеку.