Портал «Главред» недавно опубликовал весьма глубокую и рассудительную статью известного политолога Тараса Загороднего «Украине не светит НАТО, но ничего страшного в этом нет». В ней, помимо прочего, содержится и такая мысль:
«Если мы сейчас подадим заявку, в НАТО нам скажут «нет». Украина должна перестать жить в иллюзиях о том, что кто-то ей желает добра. Никто не хочет решать проблемы страны, которая сама собой не хочет заниматься. Для европейцев сейчас главный интерес — снять санкции с России. Поэтому думаю, что нам будут навязывать такой сценарий, который бы привел к отмене антироссийских санкций. Это уже очевидно. У России — тот же интерес. Европейцам также желательно поменьше платить за все. Например, они надеются, что Украина не потребует деньги на восстановление Донбасса, а все сделает за свой счет».
Что же, с этим трудно спорить. Можно только конкретизировать: экономика ведущих европейских стран — Германии, Франции, Италии — тесно завязана на Россию, в первую очередь, на поставки российского газа. А европейцы народ циничный — впрочем, нециничных народов нет на свете, у всех своя рубашка ближе к телу. Вот почему европейцы уже шестой год, когда убивают украинцев, просят, чтобы они при этом кричали потише и не мешали просвещенной Европе спать.
Все, сказанное Загородним — правда. Но любая правда, как известно, является лишь частью истины. Так позвольте мне обратить внимание почтеннейшей публики на ее другую часть.
Кроме экономики, существует еще и политика. И существует Россия с ее имперскими амбициями, о которых еще в 2007 году Путин заявил в своей знаменитой Мюнхенской речи (помните, наверное — «вошь зарычала»?). А год спустя (Грузия), а затем через семь (Украина) намерения стали реальностью. Москва на деле стала по своей воле перекраивать границы в Европе. Цивилизованный мир смиренно это стерпел и стал только уговаривать: «Господин Путин, пожалуйста, наглейте, только не очень». Вопрос о санкциях оставлю в стороне — я все же публицист, а эта тема больше подходит для юмориста.
Но ведь аппетит приходит во время еды. Начать внешнюю экспансию куда проще, чем вовремя остановиться, особенно когда не встречаешь серьезного сопротивления. «Дают — бери, бьют — беги», — эту пословицу, помнится, очень любил Сталин, но и Путин здесь мало от него отстает. Бьют его пока что мало, поэтому он в основном берет.
Россия для Европы — не только торговый партнер, но и серьезная угроза. Поэтому объективно возникает нужда в условном европейском Гондоре, который прикроет собой континент от Мордора.
Украина на эту роль не просилась (да и кто бы в здравом уме просился?), но помимо воли еще в 2014 году получила ее. Конечно, Европа вовсе не рвется помогать нам, но менее всего заинтересована в падении своего Гондора. Вряд ли, например, тем же полякам хочется увидеть российские войска возле своих границ.
Ситуация сложилась как раз в духе старого анекдота: «С нами покончат — за вас возьмутся». Бизнес бизнесом, но ведь хочется и безопасности — а безопасность Европы от России может обеспечить лишь Украина. Теоретически такую роль могла бы сыграть и Беларусь, но на практике это звучало бы неудачно даже в качестве шутки.
Здесь придется вновь вернуться к тексту Загороднего. «А мы, кто бы что ни говорил, стали субъектом мировой политики, и миру к нам приходится прислушиваться, потому что мы есть, у нас есть армия, которая, в принципе, и сделала нас субъектом», — пишет он. И это, на мой взгляд, самое важное — именно то, что делает нашу страну Гондором.
Россия в 2014 году заявила: «Мы — это реальность, извольте считаться с нами». Украине ничего подобного заявлять не пришлось. Все и так поняли: она — реальность, реальный щит от агрессивной России. Пусть она и не напрашивалась на эту роль, но что с того? Как это ни смешно звучит, но именно Путин превратил нас из «какой-то там восточноевропейской страны» в субъект мировой политики. Вот уж действительно, бойся своих желаний — они могут и осуществиться. Тот, кто пошел «на принцип», должен быть готов к тому, что «на принцип» пойдут и другие.
Не стоит также забывать о понятиях «общее» и «частное». Да, аннексия Крыма и оккупация части Донбасса — дело частное, и, в принципе, проблема самой Украины. Но это еще и покушение на принцип нерушимости границ. Как говорится, стерпи оскорбление один раз — и тебе придется терпеть их постоянно. Позволь захватить один раз чужую землю — и приготовься к тому, что захваты станут постоянным делом. Ведь территориальные претензии есть у всех ко всем (заметьте, я даже не произносил слово «Гибралтар»). В данном случае Украина стоит на страже не только Европы, но и всего послевоенного мирового порядка.
Что же дальше? Как бы ни развивались события, и как бы ни реформировалась Украина, «коллективный Запад» (а сюда, с некоторыми оговорками, можно включить и Евросоюз, и США, и Великобританию) не сможет «сдать» Украину. Ведь это значило бы фактически отдаться на милость Путина — кто знает, какая еще страна после Украины понравится ему? В НАТО нас в обозримом будущем вряд ли примут — здесь Загородний прав, как и в том, что для нашей страны куда важнее получить официальный статус «союзника США вне НАТО». Но в поддержке не откажут. Любая западная страна жизненно заинтересована в том, чтобы Украина продержалась как можно дольше, а в идеале вообще смогла выстоять против России — и тем самым избавила европейцев от необходимости драться самим.
Да, Гондор далек от идеала. И правители там развращенные и коррумпированные, и в государственном устройстве нужно многое менять (что, кстати, в интересах самих же гондорцев).
Но если он падет — придется иметь дело с Мордором.