Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Холодная война в Арктике

В милитаристском угаре Кремль начинает новый конфликт
11 августа, 2015 - 10:52

Арктика давно стала ареной противоборства еще СССР с Западом. И теперь несколько угасшее соперничество разворачивается с новой силой. При этом на арену выходят новые игроки, и узел проблем завязывается все туже, приобретая выходящую на первый план военную составляющую.

Для начала, так называемое глобальное потепление вызвало к жизни разговоры о возможном уменьшении ледяного покрова в Северном Ледовитом океане настолько, что Северный морской путь (СМП) будет открыт для навигации круглый год.

Как известно, наша планета не шар, а эллипсоид вращения, то есть сплюснута у полюсов. Поэтому протяженность маршрута из Санкт-Петербурга во Владивосток северным путем составляет 14,2 тыс. км, а через Тихий, Индийский океаны, через Суэцкий канал и моря Атлантического океана — 23,2 тыс. км. Таким образом, СМП уменьшает время плаванья корабля с грузом на 20 дней пути. В Москве предполагают, что СМП может приносить России $5,2 млрд в год.

Однако Арктика привлекательна не только коротким морским маршрутом.

По данным журнала Science, подо льдами Арктики залегает около 83 млрд баррелей нефти — 13% мировых неразведанных запасов. Также в Арктике может быть получено около 1 квадриллиона 550 триллионов кубометров природного газа. И если большая часть неразведанных запасов нефти залегает вблизи берегов Аляски, то почти все арктические запасы природного газа — у берегов России.

Кроме углеводородов, в регионе имеются уникальные запасы других полезных ископаемых. Всего на $30 трлн., две трети суммы приходится на долю энергоносителей.

И еще один фактор уже стратегического значения. Как известно, самый короткий путь в любую точку планеты по меридиану. Не случайно первые атомные подводные лодки начали осваивать именно Северный Ледовитый океан.

После развала СССР созданная военная инфраструктура пришла в упадок, частично разрушилась, частично морально и физически устарела. И вот теперь в Москве решили не только возобновить свое военно-морское присутствие в Арктике, но и предъявить претензии на расширение полярных владений России.

Арктические амбиции Кремля встретили, мягко говоря, непонимание в первую очередь приполярных стран: США, Канада, Финляндия, Норвегия, Дания. К ним присоединяется Великобритания. Дело этим не ограничивается. К Арктике проявляют интерес и такие далекие от региона страны, как Китай, начавший строить собственные ледоколы, и Индия.

В Москве начали усиливать военную инфраструктуру. Как сообщил командующий Северным флотом адмирал Владимир Королев, за те полгода, что флот существует как самостоятельное объединенное стратегическое командование (ОСК), «мы значительно усилили нашу береговую составляющую. И за счет приема в свой состав новейших атомных подводных лодок — я имею в виду корабли проектов «Борей» и «Ясень», — и расширения возможностей материально-технического обеспечения боевой потенциал Северного флота увеличился в разы». Продолжается, по словам адмирала, и «формирование разветвленной военной инфраструктуры на арктических островах по всему северному направлению — от островов архипелага Земля Франца-Иосифа до Новосибирских островов».

Естественно, что такая милитаристская активность не остается без ответа.

Россия пока опережает США по количеству ледоколов, используемых в Арктике. Но Вашингтон объединил здесь свои усилия с Оттавой. Они используют совместно суда и военные корабли, в том числе и ледоколы, в рамках сотрудничества двух военных органов в так называемом Постоянном объединенном совете обороны (ПОСО). Помимо ПОСО, военное сотрудничество США и Канады осуществляется в рамках Командования воздушно-космической обороны Северной Америки — North American Aerospace Defense Command, NORAD. Наблюдается также наращивание присутствия в Баренцевом море атомного подводного флота США. Пентагон проводит ряд исследований, связанных с использованием атомных субмарин под толстым слоем льда, запусков с них не только баллистических ракет, но и беспилотников для мониторинга местности и решения других задач.

Как известно, история всегда повторяется в виде фарса. Москва не располагает такими ресурсами, чтобы противостоять в Арктике НАТО. Таких возможностей не было у СССР. Достаточно сказать, что расходы США на усиление своего арктического подводного флота с 2012-го по 2016 год составят $5 млрд — это примерно равно годовому бюджету расходов ВМФ России на весь свой подводный флот. Как считает заместитель министра обороны России Анатолий Антонов, «активность НАТО в разы превышает то, что делают Вооруженные силы РФ». По его словам, военный потенциал НАТО, в том числе и в Арктике, в несколько раз выше, чем российский.

Резкие арктические движения России вынуждают ее, по крайней мере, арктических соседей объединять свои усилия по обороне. Норвегия предлагает образование военно-политической организации — Нордического пакта по Скандинавии и Арктике — блока, куда войдут совместные военные и пограничные силы, разведслужбы, Центр защиты от кибератак, а также система координации действий в Арктике. Генеральный секретарь Альянса Йенс Столтенберг во время визита в Норвегию заявил, что «присутствие в Арктике сохраняет актуальность для Североатлантического альянса».

Громогласная милитаризация Арктики происходит за счет ослабления обороноспособности Дальнего Востока. В «Независимом военном обозрении» заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, отметил, что российский Тихоокеанский флот деградирует на фоне стремительно усиливающихся азиатских флотов и Тихоокеанского флота ВМС США.

Уязвимость арктического побережья России была наглядно продемонстрирована летом 1942 года, когда немецкий карманный линкор «Адмирал Шеер» в ходе операции «Вундерланд» (Unternehmen Wunderland — «Страна Чудес») совершил рейд в Карское море. Разгрома портов и конвоев тогда удалось избежать из-за недооценки немцами ледовых условий в западной части Арктики.

Тем не менее, 17 августа 1942 года на расстоянии двух миль от северного берега острова Матвеев немецкая подводная лодка U-209 атаковала суда каравана НКВД, перевозившие 300 заключенных в норильские лагеря ГУЛАГ. Все суда затонули. Из 328 человек были спасены 23. Все заключенные погибли.

Советское командование из рейда «Адмирала Шеера» выводов не сделало, и летом 1944 года случилась трагедия. Советский конвой БД-5 был потоплен 12 — 13 августа 1944 года на расстоянии 60 миль от острова Белый в Карском море немецкой подводной лодкой U-365. Трагедия унесла 378 жизней из числа 752 участников конвоя. Судьба 51 человека неизвестна.

В милитаристском угаре Кремль начинает новую холодную войну в Арктике, выиграть которую у него нет никаких шансов. На что надеются в Москве — непонятно. Ввязались в конфликт с Украиной и не знают, как из него выйти. Не погасив один, начали другой. С огнем играют.

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ