Впервые за время существования ООН в государстве — постоянном члене Совета Безопасности этой организации была ликвидирована крайне несовершенная, однако все же демократия с реальной многопартийностью, со свободой слова, с не слишком прогнозируемыми парламентскими выборами, и установлен неототалитарный режим (то есть такой режим, где, говоря языком науки, невозможна институционная ротация элит). И что? «Избранного президентом» в условиях неототалитарного единства вождя и народа Путина дружно поздравили лидеры ведущих стран мира.
Впервые со времен Гитлера и Сталина десять лет назад большое государство осуществило вторжение на территорию другой европейской страны с целью отрезать от этой страны как можно большие территории для своих марионеточных квазигосударств. И что? Евросоюз констатировал, что виновными в войне являются обе стороны, но при этом де-факто сделал парией на международной арене президента жертвы агрессии.
Впервые после Второй мировой войны Россия под руководством Путина перечеркнула все конструкции европейской безопасности, силой присоединив к себе Крым. И что? Некатастрофические для экономики и символические в политическом смысле санкции со стороны Европейского Союза, США, Канады и еще ряда государств. И все!
Впервые в истории Россия нарушила коллективные гарантии нерушимости границ и неприменения силы, данные другому государству в обмен на добровольный отказ той от ядерного оружия. И что сделали другие гаранты, привлеченные к этому делу? Даже не предоставили государству-жертве экономической компенсации за утраченные территории, де-факто ограничившись символическими политическими и экономическими жестами.
Впервые за всю историю регулярные войска кремлевского режима открыто вступили в войну на Ближнем Востоке на стороне диктаторского режима одного из государств этого региона, избавив от катастрофы этот режим, казалось бы, уже обреченный на гибель благодаря совместным усилиям западных государств и их местных партнеров. И что в итоге? Несмотря на заявления о «выводе войск», несмотря на гибель нескольких сотен россиян («мы за ценой не постоим!»), ударные российские силы остаются в этом государстве, зато начало сокращаться присутствие там западных государств и их поддержка противников режима.
Впервые... Список можно продолжать. Подчеркиваю, речь идет о фактах, а не об их интерпретации российскими и пророссийскими журналистами и пропагандистами, включая лиц с учеными степенями ведущих западных университетов. А если еще учесть форму, «обертку», в которой это все подается не только подданным Путина или Лукашенко, но и гражданам более или менее демократических государств, то В.В. Путин начинает головой достигать облаков, а ногами опираться на слонов и черепах, на которых держится мир.
И не говорите, что это только форма; те, кто не ограничивал свое философское образование постмодерными финтифлюшками, где добро и зло выступают «примитивными категориями», а мир является игрой смыслов, хорошо знают: форма содержательна, а в целом ряде ситуаций она не только «прилипает» к содержанию, но и подгоняет его под себя.
Тем более что современная цивилизация радостно уделяет избыточное внимание именно форме, нередко возведенной именно к «яркой обертке», к «рекламному ролику».
А российская пропаганда, более того — вся политика имеет именно такую «обертку». Российский социолог Игорь Эйдман (кстати, двоюродный брат Бориса Немцова), который вынужден был выехать в Германию, так на основании проведенного им исследования характеризует подавляющее число русскоязычных эмигрантов в этой стране: «Путин для них — «отличный руководитель». Вот что говорят такие эмигранты: «Он бы больше сделал в социальной сфере, для повышения уровня жизни людей, но все силы идут на то, чтобы отбиваться от американцев. Таким образом он хранит Россию и мир на земле... Сейчас Путин навел порядок и восстановил разрушенную страну. Так американцы хотят его свергнуть, используя всяких Навальных». Что интересно, Германия для этих ее теперь уже граждан не является самостоятельным государством, на нее давит Америка, а Путин и Германию, и всю Европу пытается спасти.
И если бы так считали только выходцы из России — в континентальных европейских странах нередко 20-25% коренного населения стоит на таких же позициях. И не случайно в программе нового правительства Италии — снятие санкций ЕС против России.
Конечно, Путин — не хозяин мира. Однако он и не изгой мировой политики, как любят называть его некоторые украинские аналитики. Несмотря на то, что по ВВП на душу населения Россия в 2017 году уступила не только Китаю, но и Гвинее, Маврикию и Мальдивам, несмотря на социально-экономический упадок огромных территорий, несмотря на неэффективность научно-технологического сектора, несмотря на все другие грандиозные проблемы, абсолютное большинство россиян молится на Путина, а западные лидеры вынуждены ездить к нему и пытаться договориться хотя бы о чем-то. Более того, премьер Израиля Натаньяху для этого цепляет на себя «колорадскую» ленту, символ войны против Украины и верности заветам Сталина, а канцлерин ФРГ Меркель заставляет себя забыть, как 11 лет назад главный «кремлевский чекист» злорадствовал, пугая ее лабрадором Кони (Меркель очень боится собак, и это известно всем). Несмотря ни на что, западные политики и масс-медиа вынуждены надеяться, что Путин выполнит хотя бы часть своих обещаний. Так как Россия — это не только ядерные боеголовки, но и газ и нефть, очень нужные Западу. Особенно в условиях, когда цена на нефть «Brent» — базовая для ценообразования на энергоносители — опять превысила $80 за барель. А это будет иметь следствием рост цен на газ и несколько меньше, но все равно заметно — на уголь. С соответствующими геополитическими последствиями, хотя бы теми, что безумные нефтегазовые доходы дадут возможность усиливать армию и покупать западных политиков и масс-медиа.
А представьте, как все это подаст российская мифотворческая пропаганда?
Потому что даже чемпионат мира по футболу практически никто и не пытался забрать у России, у неототалитарного государства-агрессора, где власть жестоко убивает не только людей, но и (где вы, «зеленые» и зоозащитники мира?) бездомных собак и котов.
Повторю еще раз: Путин не хозяин мира. Им он является лишь в системе мифологии неототалитарного пошиба. Но классическая тоталитарная мифология смогла в ХХ веке пленять сотни миллионов, а временами и миллиарды людей и стать угрозой существованию мировой цивилизации. Кто сказал, что неототалитарная мифология не способна на такие же вещи? Пошатнуть путинский имидж «хозяина мира» до сих пор не смогли никакие санкции; кажется, нужно радикально изменить формат борьбы с той опасностью для цивилизации, которая исходит из Кремля и Лубянки. И изменить как можно быстрее, потому что увеличение нефтегазовых доходов предоставит режиму Путина дополнительные ресурсы для успешного уничтожения мировой демократии изнутри, с использованием возможностей той же демократии.