24 июля начали поступать сообщения, что специалисты Нидерландов, а затем Великобритании осмотрели и приступили к извлечению информации из «черных ящиков» погибшего малайзийского Боинга. Сообщалось также, что по предварительным данным, следов стороннего вмешательства в бортовые самописцы не обнаружено. Новость, конечно, хорошая. Я жду, когда авиакатастрофу и ее расследование начнут комментировать современные эксперты-профессионалы. Но пока таких комментариев я не встречал, то сам продолжаю задавать вопросы и кое что комментировать. Правда, комментировать только то, что я знаю по личному опыту расследования подобных (двух) авиакатастрофы 10-летней давности. Я понимаю, что за 10 лет появилось много новых технологий и методик подобных расследований, которых я не знаю. Этот материал является продолжением моих предыдущих материалов от 19 и 22 июля по данному вопросу, опубликованных на моей странице ФБ. Давайте начнем разбираться и не будем пока слишком радоваться. Смотрим на фотографию одного из агенств, запечатлевшую факт передачи бандитами самописцев представителю Малайзии.
На столе лежат два оранжевых самописца («черных ящика»). Один речевой - меньший и второй, который побольше - параметрический. На речевом, который видно, что поврежден, есть радиолокационный и акустический маяк (похож на белую трубку), а на параметрическом он отсутствует. На это указывают зеленые стрелки. Почему его нет, мы не знаем. В обстановке взаимного доверия всех сторон, причастных к расследованию авиакатастрофы, это обстоятельство не вызывало бы никаких сомнений. Нашли и хорошо. Но в нашей ситуации есть вопрос.
Когда радиолокационный маяк работает, то при помощи специальной аппаратуры (типа пеленгатора) его находят сравнительно быстро. Даже в океане из глубины 6000 метров сигнал о его местоположении будет слышен до 30 дней. А если его куда то перевозить, например в Россию, и маяк будет работать, то украинская сторона таким же поисковым пеленгатором могла это фиксировать. А если этот маяк не работает, то пеленгатор его не видит. Не знаю, как, куда и почему пропал радиолокационный маяк из параметрического самописца. Может, действительно, он был разрушен во время самой авиакатастрофы. А может и нет. Дело в том, что параметрические «черные ящики» всегда размещаются в хвостовой части самолета, которая, как правило, наименьше всего разрушается.
Почему почти всегда при любых авиакатастрофах мы видим несгоревший и неразрушенный хвост. Этому есть много объяснений. Специалисты их знают. Кроме того параметрический самописец может фиксировать до 500 (!!!) параметров состояния самолета. Среди них есть ряд очень существенных для понимания, что произошло в первые секунды. Шрапнель из высокопрочной стали при взрыве боезаряда на высоте 10 тысяч метров получает фантастическую энергию. Силу взрыву добавляет еще очень низкое атмосферное давление на этой высоте (в пять раз меньше (не на 5%) чем на земле), мчащийся с большой скоростью навстречу ракете сам самолет и плюс скорость ракеты. Если бы сама ракета или просто боезаряд без взрыва (!) столкнулись на такой высоте и с такими встречными скоростями (ракета 800-1200 м/сек, и самолет 250 м/сек) то катастрофа также была бы неизбежна. Но она по-другому развивалась бы. А здесь еще и взрыв 50-70 килограммового мощного боеприпаса, окутанного тысячами шариков из высокопрочной стали. Прежде чем пилоты успеют что-то сказать, если успеют, параметрический самописец молниеносно зафиксирует очень многие изменения и повреждения различных систем самолета. И одно из очень важных - это разгерметизация самолета и скорость разгерметизации (декомпрессии). Не буду разъяснять, почему это очень важно, специалисты хорошо это знают. Одним словом, параметрический самописец дает огромный массив информации, который в случае, когда экипаж погибает сразу, имеет ключевое значение. Конечно, в сочетании с другими данными. Боинг-777 самолет длинный – 74 метра в длину и 61 метр размах крыльев, то есть промахнуться сложно. К тому же, этот Боинг-777 берет 171 тонну топлива, хотя сам (пустой) весит 158 тонн. Представляем, да? Взрыв был скорее всего снизу и близко к самолету (у ракеты радиолокационный взрыватель) и по некоторым данным ближе к кабине. Если пилоты не погибли сразу от этого взрыва, то они успели что то сказать. И это записал речевой самописец, который, как мы видим, слегка поврежден. Будем ждать. В любом случае очень важно будет узнать, не специально ли кто-то уже на земле удалил радиолокационный маяк из параметрического самописца? Дай Бог, чтобы это не произошло.