Дискуссия вокруг Крыма больше не фокусируется на вопросах международного права: президент России Владимир Путин публично признал, что не чувствует себя чем-то обязанным следовать его нормам — и что президента не волнует, считает ли остальной мир действия России незаконными. Главный вопрос сегодня — выдержит ли российская экономика бремя путинской политики в отношении Украины.
Независимо от реакции Запада на крымский кризис экономический ущерб для России будет огромным.
Во-первых, нужно учесть прямые издержки на проведение военных операций и поддержку властей Крыма и его неэффективной экономики, которая много лет субсидировалась правительством Украины. Учитывая неопределенность вокруг будущего статуса Крыма, эти затраты оценить трудно, скорее всего, речь идет о нескольких миллиардах долларов в год.
Это нетривиальные, но не критические суммы — менее 0,5% ВВП России. Очевидно, что страна, которая потратила $50 млрд на Олимпиаду в Сочи и планирует потратить еще больше на чемпионат мира по футболу в 2018 году, может себе это позволить. Совсем недавно российское правительство готово было одолжить $15 млрд экс-президенту Украины Виктору Януковичу, а также предоставить Киеву около $8 млрд в год в форме низких цен на газ.
Второй источник проблем — это торговые и инвестиционные санкции. Хотя пока непонятно, какие именно санкции будут введены, их эффект может быть существенно больше непосредственных издержек на поддержку Крыма. Приток прямых иностранных инвестиций в Россию достиг в 2013 году $80 млрд. Серьезное снижение ПИИ, которые приносят не только деньги, но и современные технологии и управленческие навыки, ударит по долгосрочным перспективам экономического роста в России. А если российским банкам и компаниям будет закрыт доступ к банковской системе США (и, возможно, Европы) — такие санкции действуют в отношении Ирана, — последствия будут катастрофическими.
В краткосрочной перспективе, однако, более важен эффект не инвестиционных, а торговых санкций. Речь идет о суммах совсем другого порядка: объем экспорта достигает почти $600 млрд в год, а годовой объем импорта — почти $500 млрд. Поэтому, если будут введены реальные, а не декларативные санкции, например против российских компаний и финансовых институтов, это обойдется российской экономике гораздо дороже прямых расходов на поддержку Крыма. Конечно, санкции ударят и по торговым партнерам России. Но Россия больше зависит от Запада, чем Запад от России, — и поэтому больше пострадает и от санкций.
Впрочем, и это не самая большая проблема. Главный удар по экономике нанесет окончательное расставание с иллюзиями о рациональности российской власти. Представители российского и зарубежного бизнеса всегда были обеспокоены непредсказуемостью политического руководства страны. Отсутствие доверия к российской власти стало основной причиной оттока капитала, низких цен на активы, снижения инвестиций и замедления экономического роста. Кризис вокруг Крыма, безусловно, приведет к еще большим проблемам именно в этой сфере.
Реакция России на события в Украине превзошла самые худшие ожидания — даже тех, кто и раньше сомневался, находится ли Путин, по выражению канцлера Ангелы Меркель, «в контакте с реальностью». Крымский кризис уничтожил весь репутационный капитал, только что приобретенный благодаря Сочи или недавнему помилованию Михаила Ходорковского и участников Pussy Riot.
Готовность жертвовать недавними достижениями показывает, что крымский проект не был заранее и хорошо спланирован и продуман. Напротив, с начала кризиса российские лидеры неоднократно делали противоречивые заявления, отменяли ранее принятые решения, отказывали признавать легко проверяемые факты. Все это указывает на то, что политическое руководство России не имеет стратегии и не предвидит последствий своих решений. Неудивительно, что даже сторонники Кремля признают, что Путин «импровизирует».
Это показывает, что такое важное решение — нарушающее нормы международного права и влекущее за собой существенные риски политической и экономической изоляции — было принято узким кругом лиц без обсуждения и анализа возможных последствий. Например, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко объявила, что Россия не будет посылать свои войска в Украину — всего за два дня до того, как Совет Федерации единогласно разрешил Путину сделать именно это. Матвиенко — одна из 12 постоянных членов российского Совета безопасности, который должен обсуждать такие вопросы.
Независимо от того, движут ли Кремлем иррациональные мотивы или просто отсутствие адекватной информации, его действия в Крыму дают четкий сигнал инвесторам: российское руководство абсолютно непредсказуемо. Это еще больше увеличит отток капитала, причем в самое неподходящее время. Локомотив посткризисного роста экономики — основанный на кредитовании рост потребления расходов — уже выдохся. Поэтому для дальнейшего роста нужны инвестиции. В России есть огромные возможности для инвестиционного роста. Инвестиции по-прежнему ниже своего пика, достигнутого в 2008 году. Но плохой бизнес-климат, в том числе всевластие бюрократии, коррупция и экспансия государственных компаний, подрывают стимулы российских и иностранных инвесторов к запуску новых проектов или расширению существующих. Осознание того, что Путин, по словам той же Ангелы Меркель, утратил чувство реальности, серьезно ухудшит ситуацию.
Заметят ли россияне экономические издержки крымского кризиса?
Рост ВВП уже замедлился и может смениться спадом. Фондовый рынок уже упал, и этот спад может продолжиться. Конечно, фондовый рынок не играет важной политической роли в России; большинство россиян даже не следит за рыночными индексами. Однако увеличение оттока капитала повлияет и на то, о чем простые граждане хорошо знают и всегда беспокоятся, — на курс рубля.
В понедельник, 4 марта, после начала операции в Крыму, российский ЦБ потратил $11,3 млрд, чтобы поддержать рубль. Такая поддержка не может продолжаться бесконечно. ЦБ объявил о переходе к инфляционному таргетированию и плавающему курсу рубля. Это означает, что валютный курс будет отражать ожидания рынка относительно цен на нефть и будущего оттока капитала.
Поэтому опасения инвесторов по поводу «утратившего связь с реальностью» президента грозят не только возможным снижением ВВП, но также и практически немедленным ослаблением рубля. Этот эффект все россияне заметят очень скоро — и в обменных пунктах, и на ценниках импортных товаров. А вот смогут ли они вернуть своего президента из «другого» в «этот» мир — уже другой вопрос.
Проект Синдикат для «Дня»
Сергей ГУРИЕВ — профессор экономики Sciences Po, профессор экономики и бывший ректор Новой экономической школы в Москве.