Когда накануне крымского «референдума» в журналистских кругах Киева начали распространяться слухи, что новое правительство предварительно одобрило сценарий выхода из кризиса на основе выполнения условий соглашения от 21 февраля, но уже без Виктора Януковича, в это не очень верилось. Так как только очень наивные, если не сказать больше, политики могли надеяться на то, что Путин так вот просто сдаст «Межигорского беглеца» и пойдет на контакт с теми, кого официальная Россия публично называет «фашистами» и «путчистами». Но слухи были очень настойчивые и даже отразились в некоторых СМИ.
Мол, если российская сторона согласится, то осенью, как и положено, через две сессии Верховной Рады и с необходимыми вердиктами Конституционного Суда и Венецианской комиссии должна быть принята новая Конституция с предельно урезанными полномочиями президента, с фактически конфедеративными правами Крыма и довольно широкими полномочиями других регионов. Дальше якобы должна была быть создана максимально широкая парламентская коалиция с участием Партии регионов и с сохранением ВО «Свобода», единственное — без коммунистов. Такая коалиция соответствовала бы условиям соглашения от 21 февраля, а на отсутствие в ней опротивевшей уже КПУ дружно закрыли бы глаза и Европа, и Россия. Ведь такая коалиция имела бы главное — гарантированное конституционное большинство, даже когда несколько десятков нардепов отсутствуют в зале заседаний. И при этом можно было бы обойтись без досрочных парламентских выборов, что сейчас выгодно практически всем участникам политических процессов — поскольку неизвестно, как ляжет карта и какие новые партии придут в Верховную Раду. И, ясное дело, широкая «коалиция национального единства» переформировывала бы правительство, откуда исчезли бы персоналии, которые больше всего раздражают Кремль...
Но сложилось так, что все эти по меньшей мере удивительные планы потерпели крах после того, как Путин сразу же после демонстративно фальсифицированного крымского «референдума» начал присоединение полуострова к Российской Федерации, а в придачу отдал приказ захватить силой базы и корабли Вооруженных Сил Украины в Крыму и Севастополе. А между тем, поговаривали, что киевская власть была готова зайти очень далеко в своих уступках, согласившись на фактический кондоминиум (общее владение) Крымом и на федерализацию нашего государства под видом всестороннего развития местного самоуправления.
Кто-то может сказать: негоже пересказывать слухи. Хорошо, пусть это все слухи. Однако как в таком случае объяснить фактическую сдачу официальным Киевом не только Крыма, но и почти всей базировавшейся там военной техники, почти всего военного снаряжения на местных складах? Ведь идет речь об оснащении стоимостью, по оценкам экспертов, по меньшей мере свыше десяти миллиардов долларов — а между тем оно досталось почти полностью россиянам (по своей инициативе моряки вывели из строя десантный корабль «Капитан Ольшанский», а почему не было приказа ламать ходовые механизмы и топить корабли?). В Интернете уже заговорили о «подарке Путину» от некоторых украинских правительственных чиновников; как по мне, это очевидное преувеличение, но невыясненные вопросы остаются.
Не меньше вопросов остается после фактической ликвидации МВД (вероятно, именно такой термин будет самым точным) одного из руководителей Правого сектора Саши Белого (он же Александр Музычко). Сразу замечу тем, кто считает наведение порядка с вооруженными формированиями «преступлением власти», что командование УПА очень радикально пресекало самочинно-анархические действия некоторых полевых командиров, пусть и с незаурядными заслугами, а их партизанские группы либо переформировывало в отряды с железной дисциплиной, либо безжалостно уничтожало. Ведь тогдашние лидеры националистов (в отличие от нынешних) очень хорошо понимали угрозу атаманства, которое имеет позитивный смысл только на начальных, самостоятельных этапах борьбы.
Но речь сейчас не об этом. Понадобились почти сутки, чтобы уста спикеров МВД проронили хоть что-нибудь правдоподобное об обстоятельствах этого события. И в это «что-нибудь» можно было бы даже поверить, если бы синхронно с этим или после этого был при обстоятельствах, которые не вызывали сомнений в законности применения против боевиков силы, ликвидирован какой-нибудь из командиров вооруженных отрядов восточноукраинских сепаратистов или российских террористов (кто-то верит, что пять украинских танков сгорели сами собой?). Однако этого не произошло. А следовательно, почали говорить, что руководство МВД осуществило свои действия исключительно ради налаживания взаимопонимания официального Киева с Кремлем. Конечно, тут также возможно стечение обстоятельств, но от этого проблема не исчезает.
Тем более что очевидными являются новые заигрывания и с Кремлем, и с его «пятой колонной» в Украине. Мол, мы и русский язык официальным в ряде регионов оставим, и закон Кивалова—Колесниченко трогать не станем, и как можно шире местное самоуправление внедрим, говорят титулованные правительственные спикеры. Хотя закон этот по сути своей и по способу «принятия» — о чем немало писалось — антиконституционный, хотя в действительности именно он раскалывает страну: экспертное содружество проанализировало его и наглядно показало, что согласно ему можно жить в Украинском государстве, быть на государственной службе или получать высшее образование — и при этом игнорировать украинский язык. А два изолированных культурных сообщества в одном государстве — это уже зародыш двух государств на месте Украины, не так ли? Ну, а расширение местного самоуправления при обстоятельствах, когда оно юридически не отделено от регионального (то есть областного) управления, даже если забыть о кремлевском факторе, а мыслить сугубо теоретически, ведет к фактической федерализации государства. Тем более если такое расширение будет сопровождаться ликвидацией областных госадминистраций — мол, это рудименты прошлого, поэтому следует создать исполкомы, которые должны взять на себя всю ответственность за состояние дел в каждой области. Опять-таки, даже на уровне теории это нонсенс. Вон в унитарной Франции есть представители центральной власти на местах — префекты с правом при определенных обстоятельствах останавливать решение местной власти с одновременным обращением в суд. А в Индии центральная власть может не только останавливать решение органов власти тех или тех штатов, но и внедрять у них непосредственное правление из Дели. Что же касается конкретных украинских условий, то передача всех властных прав и обязанностей облисполкомам приведет даже не к федерализации, а к феодализации государства, к закреплению власти в областях за местными олигархами и криминалитетом, — с последующим отторжением Россией этих новейших феодов по крымскому сценарию.
Я уже молчу о то ли откровенно некомпетентных, то ли капитулянтских заявлениях о том, что Украина не думает и думать не должна о вступлении в НАТО.
Конечно, до некоторой степени все эти странности власти (назовем их так) понять можно: сейчас газа в подземных хранилищах Украина имеет мало, а реверс «голубого топлива» из ЕС возможен только через Словакию, где у власти пропутинское правительство. Да и угроза военного вторжения на «материковую» украинскую территорию не исчезла, тем более, не прекращена деятельность многочисленных сепаратистских и диверсионных групп, способных нанести достаточно большой вред стране, особенно ее Югу и Востоку. Поэтому искать пути примирения и компромиссов с Кремлем очень нужно. Но существуют в политике вещи, вроде бы выгодные, которых делать никак нельзя. Это все, что связано с откровенным или скрытым капитулянтством, которое всегда только разжигало и разжигает в настоящее время аппетиты империалистических хищников.
А это значит, что мы имеем еще одну причину для контроля со стороны Майдана, СМИ и структур гражданского общества над новой властью и над ее на первый взгляд абсурдными странностями. И еще одну причину как можно скорее провести досрочные парламентские выборы, существенно обновив властные кабинеты.