Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Кто угодно, только не...»

Об антирейтинге потенциальных кандидатов
19 ноября, 2018 - 18:31

Существует старая шуточная загадка: «Некий футбольный болельщик всегда правильно называл счет до начала матча. Как ему это удавалось?». Ответ на загадку гласит: «Счет до начала матча всегда — 0:0».

Однако украинская политика — не футбол. Здесь президентский матч еще не начался, он стартует лишь под Новый Год, однако счет уже ведется. Причем он таков, что на него лучше не смотреть людям со слабым сердцем.

По последним социологическим данным (опрос провели КМИС, Центр Разумкова и Социологическая группа «Рейтинг»), антирейтинг Петра Порошенко превысил 51 процент. Здесь важно даже не столько то, что более половины украинцев готовы голосовать за кого угодно, лишь бы не за действующего президента. Куда существеннее, что еще весной их число составляло 45,3 процента, о чем я тогда и писал. Антирейтинг растет, несмотря на все старания главы государства, и, судя по всему, переломить эту тенденцию вряд ли получится. К тому, в чем причина такой нелюбви украинцев к своему президенту, мы еще вернемся. Пока что стоит обратить внимание на других кандидатов.

Юлия Тимошенко вроде бы может ликовать — в рейтинге она лидирует. Но и для нее звучит тревожный звонок, поскольку за эти полгода ее антирейтинг тоже прибавился: он подрос с 25,2 процента до 27,5. Рост небольшой, но тем не менее: более чем каждый четвертый украинец (хотя и меньше пока что, чем каждый третий) готов голосовать не за Юлию Владимировну. Пожалуй, в первом туре выборов это особой роли сыграть не должно. Иное дело — второй тур, а что он будет, в этом вряд ли приходится сомневаться. Здесь уже граждане станут голосовать по принципу «кто угодно, только не».

Однако главный ньюсмейкер сейчас, конечно, Владимир Зеленский. Если человек не ведет предвыборной агитации от слова «совсем», не предлагает никакой политической программы, и даже не заявляет твердо, что намерен баллотироваться в президенты, однако держит в рейтинге второе место — это ... нет, не чудо и не парадокс. Это приговор правящему классу Украины, который скомпрометирован настолько, что граждане страны считают политиков не своими представителями, а своими чуть ли не врагами. И готовы поддерживать популярного шоумена только за что, что он — не один из них.

Пойдет ли Владимир Зеленский на выборы и выиграет ли их, не так уж и важно. Важен «феномен Зеленского», который уже стал свершившимся фактом. Это — вотум недоверия не конкретному политику, а украинским политикам как явлению. Что же лично до Зеленского, то сейчас у него на руках очень сильные козыри — однако нужно еще разыграть их с умом.

А теперь вернемся к Порошенко. Он, быть может, и не заслуживает титула «Отца Отечества», однако для страны сделал немало — и российское нашествие остановил, и аппарат управления выстроил, и армию собрал буквально на коленке... И тем не менее свыше половины граждан не желает видеть его во главе государства на второй срок. В чем причина?

Да, Петр Порошенко — самый богатый в Европе президент самой бедной в Европе страны. Но неужели избиратели, голосуя в 2014 году за Порошенко, не знали, что он олигарх? Однако тогда отношение к этому факту было совершенно иным.

Растет разрыв между богатыми и бедными? Но относительно этого, как и вообще экономики, вопросы нужно задавать не президенту, а Кабмину.

В прошлый раз, помнится, Петр Алексеевич баллотировался под лозунгом — «Жить по-новому!». Слоганом же «Армия, язык, вера!» сегодня Порошенко вполне отчетливо обозначил свои приоритеты — показал, что именно он считает важным для себя и для будущего Украины. И при ближайшем рассмотрении эта грядущая Украина начинает подозрительно напоминать орбановскую Венгрию или качинскую Польшу.

А как насчет полноценной интеграции в Европу (помнится, несколько лет назад этого и требовали на Евромайдане)? Или демократии, которая исключает существование олигархов как политического явления? Или искоренения коррупции? Нет, не борьбы с ней — с коррупцией борются уже который год, а она от этого только усиливается — а искоренения? Или хоть небольшого сокращения вопиющего разрыва в доходах между верхами и низами?

Судя по его предвыборной агитации, Порошенко считает все эти вещи малозначимыми. Судя по росту его антирейтинга, большинство украинцев держится другого мнения.

Сейчас, конечно, еще рано делать какие-то определенные прогнозы об итоге выборов. Гонка хотя де-факто началась, но многие участники в нее еще не вступили. Например, тот же Терещенко хотя и заявил о намерении баллотироваться, но с тех пор признаков политической жизни не подает. На мой взгляд, это ружье может еще выстрелит.

С уверенностью можно сказать немногое. Наверняка будет второй тур.  

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ