Правительство Гройсмана почти реальность. Главный вопрос — будет ли преодолен политический кризис посредством отставки коалиционного правительства Яценюка и назначения нового Кабинета министров? Очевидно, что нет. Причиной кризиса власти стало недовольство общества неспособностью руководства государства обеспечить верховенство права. Это не пустое или банальное понятие, к которому привыкли наши слуховые рецепторы из-за демагогии и безответственности политиков.
Главное основание для длительной политической стагнации Украины — неспособность правоохранительной системы государства обеспечить неизбежное наказание за нарушение закона. Украина остается инкубатором для коррупции. Государство продолжает жить по негласным законам злоупотребления служебным положением для собственного обогащения и незаконных преференций. Основными препятствиями на пути к революции правопорядка является крайне неэффективная и карикатурная работа Генпрокуратуры, СБУ, НАБУ, судов, других правоохранительных органов и новосозданных вспомогательных антикоррупционных институтов.
Кто именно и что именно должно заложить основу для принципиально иной работы правоохранительного агрегата государства? Ответ на поверхности. Для этого нужна политическая воля главы государства, который предлагает руководителей Генпрокуратуры и СБУ — традиционных государственных институтов, направленных на борьбу с крупнокалиберной преступностью, а также назначает руководителя НАБУ — новосозданного специализированного антикоррупционного органа. Этой тройке под силу привести в чувство и судейский корпус, который остается на страже старых порядков.
Антикоррупционная реформа должна зачистить площадку для проведения масштабных реформ во всех сферах, в том числе и относительно уменьшения коррупционной составляющей в системе государственного управления. До тех пор, пока коллективный правоохранительный Прометей под началом Президента Украины не начнет выполнять свою миссию, государство не вырвется из прошлого и не переступит порог к будущему. Все реформы условного идеального правительства безотносительно к фамилиям будут очень скромными, ситуативным и локальными начинаниями, скорее приятным исключением, чем правилом. Снижение уровня коррупции — это и рост ресурсов местных и государственного бюджетов. Инертность и коррумпированность самой правоохранительной системы — это также неспособность противостоять гибридной агрессии Кремля и ее «пятой колонне» в Украине. Вряд ли стоит доказывать эти очевидные аксиомы. Поэтому если Президент Порошенко не возьмется за свою антикоррупционную и одновременно историческую миссию, то преодоление кризиса украинской власти станет возможным только посредством замены главы государства. Если же его преемник также окажется несостоятельным для решения коррупционной задачи, поиск выхода в новых правительствах или перезагрузках парламента будет пустой тратой сил и времени. Старая система в благоприятных обстоятельствах успешно будет работать на самовоспроизведение.
Михаил БАСАРАБ, политолог