В последние годы украинские СМИ достаточно часто пишут о процветающей в нашем обществе политической апатии, и очередной статьей на эту тему едва ли удивишь читателя. Однако проблема заключается в том, что сегодня в информационно-политическом пространстве страны данная тенденция порой ускользает из внимания, уходит на второй план и нередко обсуждается в отвлеченном избирательном контексте. А заслуживает она, конечно же, на более серьезный и широкий взгляд. Очевидно то, что тема распространенного среди украинцев политического равнодушия часто выпадает или просто-напросто еще не заняла соответствующего места в «матрице», через которую у нас, как правило, объясняются «особенности национальной политики». Речь идет о том, что сегодня о политапатии в Украине чаще говорят ретроспективно, то есть как о следствии «посторанжевых» и нынешних «бело-синих» разочарований граждан; и реже — как об актуальной и перспективной причине уже других общественно-политических процессов...
НЕЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К ПОЛИТИКЕ И ЛИЧНОЕ СЧАСТЬЕ
А ведь еще в прошлом году перед парламентскими выборами Анатолий Могилев подчеркивал, что политапатия избирателя — это главная опасность для Партии регионов. По большому счету, в предвыборной кампании 2015 года регионалам в большей степени предстоит «бороться» именно с нарастающим безразличием к политике в юго-восточных областях, чем «напрямую» с конкретным оппозиционным кандидатом. В свою очередь, вполне вероятно, что украинская оппозиция, исходя из того, что акции «Вставай, Украина!» не вызвали большого энтузиазма в рядах ее целевой аудитории, осенью постарается зацепиться за летние антимилицейские настроения, чтобы в очередной раз попытаться организовать массовые акции протеста по всей стране.
К слову, согласно последним данным Фонда «Демократические инициативы», если в ближайшее время вспыхнут массовые протесты, в них «точно» или «скорее всего» не готовы принять участие суммарно 60,6% граждан. 41% украинского населения считает, что рядовой гражданин никак не может повлиять на решение властей. Только 8% украинцев активно вовлечены в общественную деятельность, и это на 4% ниже, чем было в 2008 году. Стоит также отметить, что уровень гражданского участия почти не отличается среди сторонников разных партий: 11% — среди избирателей Партии регионов, 10% — «Батьківщини», 9% — «УДАР», 9% — КПУ, 11% — «Свободы».
Говоря о политическом равнодушии украинцев, необходимо заметить, что многие граждане нашей страны перестали видеть в политике сферу, с которой может быть связанно не только общенародное благо, а непосредственно личное счастье в его материальном понимании. Мол, «если политика ничем не может мне помочь в достижении финансового или карьерного успеха, тогда она мне не интересна». Происходит смещение акцента с коллективно-идеологического уровня на индивидуально-психологический, и в этом процессе сложно не заметить влияния вестернизации. Часто встречаются и такие случаи, когда даже у представителей разных политических структур политика сама по себе не вызывает интереса, — она для них важна только в той мере, в которой она позволяет получать личную карьерную и финансовую выгоду.
Впрочем, не следует совсем сгущать краски, поскольку политическое безразличие может выступать и «естественной реакцией организма» на постоянные загрязнения политического воздуха, что особенно актуально в случае с украинской политикой. И людей, которые отстраняются от политики, чтобы не дышать этим загрязненным воздухом, нужно понимать. В конце концов, у каждого есть своя специфика темперамента и право на личный выбор.
КОСВЕННЫЙ НЕГАТИВ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВ
В то же время политапатия может иметь негативное влияние не только на политическую жизнь общества, но и на другие социальные процессы. Об этом свидетельствуют результаты недавнего соцопроса, проведенного Ассоциацией благотворителей Украины среди 57 экспертов в этой области. Отвечая на вопрос о том, почему Украина в рейтинге «Мировой рейтинг благотворительности» организации CAF за последний год сдала свои позиции, 46% экспертов среди причин указали то, что политическая апатия украинского населения переносится и на общественную сферу. Здесь можно провести определенные параллели с тем, как недоверие украинских граждан к политическим институтам страны экстраполируется и на организации «третьего сектора».
А теперь обратимся к позитивному свойству политической индифферентности, которую выделяют ученые, и отметим, что эта позитивная сторона имеет особое значение в сегодняшней Украине. Илона Иванова в работе «Понятие «политической апатии» в современной политической науке» пишет, что в целом отношение исследователей к политической апатии является отрицательным, и это обусловлено восприятием демократии как власти народа. «Поэтому неучастие, политическая пассивность граждан воспринимаются как кризис демократии, — отмечает автор. — Такая точка зрения представляется не совсем правомерной. Ведь современная демократия предполагает наличие институциональных условий для реализации идеи свободы. Другое дело — уже их использование или пренебрежение ими. Понимание невозможности существования демократии в ее первоначальном смысле ведет к появлению современных концепций демократии, где политическая пассивность части общества выступает не отрицательным, а даже положительным явлением, которое служит для поддержания стабильности демократии и сбалансированности ее институтов».
Помимо этого, стоит добавить, что в некоторых случаях политапатия может понижать уровень социального напряжения и политической агрессии, а насколько это важно в сегодняшних украинских реалиях, говорить лишний раз не приходится...