Информационные сообщения о внесении в Верховную Раду проекта Закона о государственном бюджете на 2016 год, разработанного на базе налоговой реформы Министерства финансов, содержали мажорные ноты. Мол, в следующем году начнется экономический рост, будут повышены жизненные стандарты, заметно вырастет прожиточный минимум. Все это была не журналистская самодеятельность — аранжировщики мажорной тональности явно представляли правительственные структуры.
Подчеркивалось, что проект бюджета-2016 предусматривает поэтапное повышение минимальной заработной платы: с 1 января — 1378 гривен, с 1 мая — 1450 гривен (+5,2%), с 1 декабря — 1550 гривен (+6,9%). А прожиточный минимум будет составлять в среднем на одного человека с 1 января — 1330 гривен, с 1 мая — 1399 гривен (+5,2%), с 1 декабря — 1496 гривен (+6,9%). Таким образом, делали вывод «аранжировщики мажора», прожиточный минимум и минимальная зарплата 2016 года в расчете декабрь к декабрю предыдущего года вырастут на 12,1%. Не хватало только возгласов: «Ура!» и «Слава!», ведь уже сейчас средняя зарплата в Украине выросла на 189 гривен...
Интересно, на кого все это рассчитано — поданные в такой тональности сообщения о минимально возможных в силу общей экономической ситуации компенсациях падения жизненного уровня населения? Неужели же кто-то «наверху» считает, что люди не видят реальность и не знают о запланированных на 2016 год очередных масштабных повышениях тарифов, прогнозируемой довольно высокой инфляции и неминуемых ценовых скачках? Более того, многие помнят куда менее мажорное выступление министра финансов Наталии Яресько в Верховной Раде в начале ноября, когда она заявила, что социальные стандарты в 2016 году будут повышены на 12% в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции, не больше. Хотя она тоже употребила несоответствующий термин: какое там «повышение», когда речь идет лишь о частичной компенсации падения этих стандартов?
А еще в проекте заложен рост украинского ВВП на 2% — мол, имеем выздоровление экономики и начало перемен к лучшему в жизни народа...
В действительности все это выглядит не более чем дешевым популизмом, который может иметь дорогую политическую цену. Здесь не нужно быть специалистом по макроэкономике, достаточно отслеживать исторические процессы ХХ века, чтобы прийти к однозначному выводу: у властей не получится, чтобы сразу же экономическая стабилизация и начало роста ВВП положительно отразились на жизни основной массы населения. Нужно некоторое время — большее или меньшее (скажем, в случае польских реформ, которые считаются классическими, не очень значительное). Более того, эта масса по инерции или под влиянием внешних обстоятельств может продолжать нищать, и это отразится на судьбе реформ и самих реформаторов, как, например, в Грузии.
Нужен честный и обстоятельный разговор с обществом со стороны властей. Без терминов «рост» и «повышение». Решатся ли на него действующие правительственные чиновники или снова пойдут путем очковтирательства? Ведь общество понимает, что любой новый путинский удар на востоке страны радикально изменит экономические перспективы. Так почему бы откровенно не рассказать о вариантах и возможностях национальной экономики и властей в будущем году? Без всяких красивых слов, без всякого дешевого популизма, который может так дорого обойтись.