Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О бедной элите замолвите слово

7 февраля, 2014 - 14:45
"С НАМЕКОМ" / ФОТО СТЕПАНОВА АНАТОЛИЯ

— То было время, когда лучшие умы мыслили, но молчали, поскольку им затыкали рты, а худшие — говорили, хотя, между прочим, могли бы и помолчать...

Фраза из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово»

В социальных сетях сегодня трудно найти цензурное выражение о публике, рассевшейся на туго сплетенных ветвях украинской власти. И там отвечают взаимностью, устраивая народу жизнь, которую он заслуживает. Ведь сами же выбирали!

Для деятелей Верховной Рады горящая под ногами земля не накаляет сиденья кресел. Наверное, изоляционный слой толстый и ощущения притуплены. «Их светлость», покинувшая вертикаль ради парламентского явления, для них пока страшнее тьмы народа на площадях. Ведь только на предвыборных плакатах эти номера партийных списков защищают электоральные поля. В действительности же — дрожат за собственные отраслевые и земельные угодья. Так уж устроен этот мир, круто переделанный в 1917-м и постепенно вернувшийся на старую дорожку, где господа с поместьями, барыни с гризетками и прочие сословные различия одних подняли в князи, других утопили в исходной грязи.

Украинские нувориши, увы, не стали новой элитой, как их далекие французские собратья. Те вышли из низов, прочно зарубив на носу простые правила сосуществования с верхами. Хочешь мира дворцам — не объявляй войну хижинам. Наши не поняли и не приняли парадигмы мирного сосуществования богатых с бедными. Напротив, ежедневно, словно личной гигиеной, занимаются раздражением масс. Кажется, весь украинский бомонд, структурированный по ранжиру Катей Осадчей, существует для повторной проверки прописных истин. Вроде теории общественного договора Жан-Жака Руссо. Тот говорил: лишите прав любую социальную группу, получите — взрыв недовольства. Ну, что для наших фамилия Руссо? Всего лишь ассоциация с закатной звездой Голливуда. Так что теории прошлого украинские вельможи не воспринимают всерьез. Даже если теории перешли в практику и громко стучатся в дверь, беспокоя соседей...

Все начиналось с отдельных симптомов. Пристрелил барин холопа, посмевшего топтать его пшеницу. Барский сынок в лихачестве сбил на улице неповоротливую бабу или намял девке бока в трактире. Случаев было много, но все выдавались за проявления хулиганства на верхних этажах. Затем верхние этажи стали не только традиционно гадить на нижние, но и перекрывать им кислород. Цены, налоги, сборы и прочие хитроумные способы честного изъятия денег у граждан получили широкое распространение не только в среде живых. Умрет человек — правительству радость, родственники заплатят сбор за аутопсию, ну и перепадет еще кое-что с похоронных бюро и кладбищенской земли. Разумеется, основное бремя легло на пока не покинувших этот мир. Мелкий и средний бизнес затоптали многочисленные инспекторы бесчисленных контор и закатали бульдозеры крупного. Гражданские свободы отдали на усмотрение местного начальства. Конституцию перевели в электронный документ с функцией автосохранения на текущий момент. Словом, какой тут общественный договор? Какой призыв делиться? Все сюда!

Теперь, когда ужас положения известен каждому в стране и многим за рубежом, наша элита все еще не признает авторство сотворенного ею сценария катастрофы. Все, кто тискал гербовые печати на важные бумаги, выстелившие дорогу в ад, либо витают в облаках развитого феодализма, либо находятся в глубоком ступоре. Он наблюдается в медлительности парламентской возни. Здание, где давно ничего не решалось, оказалось столь же притягательным для злостных прогульщиков сессий с крупным капиталом, как и здание, в котором недавно решалось все. Однако кулуарные беседы личного, фракционного, партийного и финансового характера не превращаются в общественный диалог хоть тресни. Для конструктивизма не хватает связи с реальностью и понимания происходящего.

Судя по заявлениям в прессе, элита (назовем так для краткости правящий кластер) рассматривает нынешний гаплык, как расхождения между сторонниками и противниками евроинтеграции. Благодаря такому наивному представлению и прижились выдуманные Кремлем страшилки о бандеровских отрядах, идущих на австрийских лыжах по льду Черного моря в тыл безмятежного Крыма. Вспомним, как говорил известный сторонник Таможенного союза, выехавший на ПМЖ в Европейский: дескать, нас поддерживает рабочий народ востока страны. Если бы покинувший здание на Грушевского премьер и его соратники, оставшиеся в нем, могли снять очки с идеологической диоптрией, они бы увидели совершенно иную картину. Развернувшиеся батальные полотна за окнами Кабмина могли бы вызвать иные мысли. Откуда в стране столько не занятых мужчин и женщин репродуктивного возраста? Что оставили они в родных краях, выехав стоять на баррикадах бесплатно или толпиться в Мариинском парке за деньги?

А не оставили они ничего. На все четыре стороны от Киева народ закабален властью, но свободен от работы и собственности. По спящим райцентрам, где, кроме государственных учреждений, работают только бизнесы глав этих учреждений, мыкаются без гроша в кармане молодые, сильные, здоровые парни. Им бы работать, семьи кормить и детей воспитывать, но элита не дает такой возможности, отключив все социальные лифты. И в этом парадокс. Выходцы из бедных, необразованных и криминальных слоев общества оказались страшными эгоистами. Проскочив наверх по коридорам либерализма 1990-х годов, они наглухо замуровали их для остальных. Смотрящие на революционный Киев из окон трех больших домов государственной важности, наверное, не понимают, что не будь тех коридоров свободы, в рядах протестующих «радикалов и титушек» оказались бы они, властители и вершители. Поэтому нынешний глава Администрации Президента Украины, как бы сам против себя, планирует утихомирить подземного горняка Андрея Клюева, уставшего жить на мизерную зарплату и не видящего света в конце тоннеля. Вот такой финт с нашей машиной времени...

Нынешней зимой Украина проходит суровое испытание: на мужество, выдержку, стойкость, здравомыслие, состоятельность... И проверяются в первую очередь верхние слои общества. На право представления самого общества. Кто наша элита? Случайно выбившиеся наверх бедные и бесправные люди? Или ответственный за свою страну клуб свободных граждан с большим опытом управления и крупными состояниями? Не будем категоричными в ответах. В каждой социальной группе есть лучшие и худшие представители. А уж время делает запрос на того, кто наиболее необходим. Лично мне кажется: эпоха покупателей ученых степеней, строителей собственных университетов и стадионов за государственные деньги уходит в прошлое. Нельзя быть богатым, умным и влиятельным за счет стоящих у парадного подъезда — пора показывать, что вы умеете делать сами. Тем более, большинство из нашей элиты — карбонарии, то есть угольщики по духу и происхождению, которым, деспотия не к лицу. Так что замолвим за них слово — ради сохранения дворцов и евроремонта в хижинах.

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ