Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Офшорный рай - амбарная благодать!

2 июня, 2016 - 12:35

В начале апреля этого года разгорелся скандал, вызванный публикацией международного консорциума журналистов-расследователей (ICIJ) материалов об офшорных компаниях, которые используются влиятельными лицами для уклонения от уплаты налогов. Среди основных фигурантов значатся влиятельные граждане Украины, в том числе высшее руководство государства.

Материалы под условным названием «Панамские документы» были получены в результате утечки информации от юридического предприятия Mossack Fonseca, которое предоставляет услуги по регистрации и обслуживанию офшорных компаний. Полная база из более 11,5 млн документов оказалась в немецкой газете Süddeutsche Zeitung.

В это время Президент Украины Петр Порошенко находился с официальным визитом в Японии, где и прокомментировал «свежие» неприятные для него и его окружения события. Комментируя скандал с офшорами, Порошенко в очередной раз заявил, что перевел свои активы в «слепой» траст. «Обычно офшорный счет используется в тайне для того, чтобы минимизировать уплату налогов. А в этом случае все было наоборот, немедленно, после того, как я стал президентом, я заявил, что весь мой бизнес будет оставаться в прозрачном трасте с крупнейшим инвестиционным банком в мире - это банк Rothschild», - подчеркнул Президент. При этом он и его юристы выдали «на гора» кучу месседжей со сложными словесными экономическими конструкциями, непонятными большинству населения Украины.

На сегодня нет юридических оснований обвинять Президента или его бизнес-подчиненных в совершении каких-либо коррупционных действий, а тем более преступлений. Но объяснения, что все используют офшоры для минимизации налогов, а случай с Порошенко, наоборот, на благо украинцев и Украины - звучат неубедительно и воспринимаются людьми с высокой степенью иронии.

К тому же никто больше, а это около двух десятков украинских граждан, практически не отреагировали на журналистские обвинения и не предоставили каких-либо значимых объяснений.

После вышеупомянутых заявлений НАБУ, необоснованно ссылаясь на Закон Украины «О Национальном антикоррупционном бюро Украины» и Уголовный процессуальный кодекс Украины, заявляет, что «...действующий Президент Украины не является подследственным НАБУ лицом и Бюро не имеет полномочий начинать относительно его досудебное расследование». В то же время в Бюро отметили, что в отношении других лиц, упомянутых в материалах, проводится аналитическая работа с целью установления оснований для проведения досудебного расследования.

Не должно быть сомнений в квалификации и правовой подготовке сотрудников Бюро, но вынужден утверждать, что их решения в данном случае были незаконными.

НАБУ нарушило требования части 1 статьи 214 Уголовно-процессуального кодекса Украины, согласно которым следователь, прокурор безотлагательно, но не позднее 24 часов после... сообщения о совершенном уголовном правонарушении или после самостоятельного выявления им из любого источника обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения обязан внести сведения в ЕРДР и начать расследование.

А лица, подследственные НАБУ или иным органам, появляются в уголовном производстве только после сообщения им о подозрении, и никто не мешает проводить досудебное расследование указанного процессуального действия.

Не внесения сведений в ЕРДС в том числе из-за того, что в отношении других лиц проводится аналитическая работа, не комментирую, поскольку здесь речь не о праве. Это что-то другое.

НАБУ обязано было зарегистрировать уголовное производство по признакам преступления, предусмотренного ст. 112 Уголовного кодекса Украины, по уклонению от уплаты налогов гражданами Украины на основании материалов компании Mossack Fonseca, опубликованных в немецком издании Süddeutsche Zeitung, других средствах массовой информации, и заявлений народных депутатов Украины.

Изложенное выше и жесткое парламентское противостояние в вопросе создания соответствующей депутатской комиссии для изучения «Панамских документов» воспринимается обществом как доказательство коррупции в высших эшелонах власти Украины, представители которых таким образом скрывают свои коррупционные деяния, в первую очередь отмывание средств, полученных преступным путем.

Попытке отвлечь внимание людей от «офшорных дел» власти могло помочь возвращение Надежды Савченко, однако перенос дня освобождения с 10-12 мая на знаковую дату «25 мая» сработало с точностью до наоборот.

Поскольку уклонение от уплаты налогов в украинский бюджет с использованием офшорных схем содержат огромную опасность для многих чиновников, для полного выдавливания этой уголовной проблемы за горизонт информационного пространства запускается «бомба» черной кассы Партии Регионов.

В этом случае НАБУ уже смело регистрирует уголовное производство по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 369 Уголовного кодекса Украины (предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу). Для понимания - это дача взятки.

Бесспорно, в материалах, переданных Виктором Трепаком, много интересных вещей и креативных лиц, но очевидно, что громких задержаний нам ожидать не следует.

Кроме отправления в прошлое «офшорного вопроса», это начало с нуля политических переговоров о коалиции, голосований, распределения (скорее отжима) руководящих портфелей. Самое опасное, что данная ситуация может привести впоследствии к проголосованию парламентом актов относительно выборов на Донбассе, амнистии террористов, боевиков и российских наемников, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, что повлечет многолетнее «отсутствие» в составе Украины значительной части ее территории.

Давно не секрет, что Тарас Чорновил и несколько десятков других членов «ПР» на постоянной или периодической основе получали из партийной кассы ежемесячно 5-10 и более тысяч долларов США. Такая практика существует давно, и ею пользуются практически все партии по отработанной единой системе. Амбарными книгами пользуются все, они отличаются только размерами и порядком цифр.

 Здесь важно знать, что такие выплаты не имеют уголовного окраса, и действия как получателей денег, так и лиц, выдававших их, не имеют признаков уголовных преступлений. Криминал находится на расстоянии - в местах, где эти средства были отмыты.

Таким образом, тема «черных касс» не скрыла офшорную проблему, скорее, наоборот, теперь будет сложно не зарегистрировать уголовное производство по уклонению от уплаты налогов и отмыванию средств и имущества, полученных преступным путем.

P.S. Сложно утверждать, намеренно или по неосторожности, но обнародованные обстоятельства в совокупности с уже известными фактами являются основаниями для отдельного уголовного расследования в отношении многолетнего главы ЦИК Охендовского М.В. с неотложным проведением первоочередных следственных действий и с задействованием всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий.

Василий ВОВК, экс-начальник главного следственного управления в СБУ

Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ