25 января «Укрэнерго» сообщило, что запасы угля на складах украинских тепловых электростанций по состоянию на 25 января снизились до исторического минимума. В результате украинское энергетическое госпредприятие не гарантирует энергетическую безопасность страны. На прошлой неделе во время морозов сбалансировать украинскую энергосистему удалось за счет импорта электроэнергии из Беларуси. Но, как утверждают в компании, нарастить поставки белорусской электричества уже невозможно.
Следовательно, можем предположить, что выход один — покупать электричество в России или пойти на поклон к российским боевикам, которые оккупировали Донбасс, и возобновлять поставки угля с оккупированной территории. И это при том, что сотрудничество Украины с предприятиями, которые были «национализированы», означает автоматическое признание как оккупационных администраций, так и совершенного ими похищения украинского имущества.
Имеем очередной кризис, решить который, как нам намекают, возможно исключительно за счет государственных интересов Украины. На фоне внешних проблем в Украине продолжается еще одна война. На этот раз украино-олигархическая. Кланы, чьи состояния формировались за счет высасывания государственных ресурсов, похоже, решили, что украинское государство им ни к чему. Типичное для паразита поведение — уничтожать рано или поздно носителя. Но не будем спешить обвинять во всем исключительно некомпетентных чиновников или похотливых олигархов. Олигархическая вольница — порядок, который существует в Украине со времен Леонида Кучмы — не понес серьезных потерь ни при одном украинском президенте. Все дело в том, что подавляющее большинство украинцев не осознают этого порядка вещей.
Годы советизации приучили нас ненавидеть богатых. Но мы до сих пор не умеем формировать ценностные требования к отечественным политикам и бизнесменам. В лучшем случае украинцы видят идеальные отношения государства и бизнеса в знаменитом «отобрать и поделить». Именно за эти лозунги избиратели голосуют активно. Между тем большие деньги в цивилизованном мире предполагают неписаный контракт между обществом и бизнесом. Что будет, если малый предприниматель не выполнит своих социальных обязательств? Он будет наказан. Тогда почему для олигархов прописаны другие правила? Речь ведь не идет о нарушении закона. Вседозволенность кланов и есть украинский Закон. Этика и ответственность — их наличие или отсутствие в государственных процессах — вот причина по которой Билл Гейтс дает показания перед Сенатом об использовании своей социальной сети в нечестных целях, а владельцы украинских энергетических монополий спокойно ставят страну перед фактом, что угля нет. Что теперь придется либо завозить его из оккупированных территорий, или покупать у агрессора и его сателлитов.
Дело не только в высоких тарифах. Олигархические телеканалы деинтелектуализуют украинцев, олигархические политбатраки навязывают приспособленчество в качестве пути достижения жизненного успеха, выращенные олигархами селебрити пропагандируют манкуртство как единственно возможный способ быть в тренде. Иногда олигархические эксперты бросаются в эфире громкими лозунгами. А в это время олигархические парламентарии принимают законы, которые только усиливают олигархию. Чего только стоит принятый сегодня Закон о народовластии, то есть о референдуме, который позволяет решение вопросов общегосударственного значения и изменения территории Украины и отмену уже принятых законов. Теперь с помощью срежиссированного опроса от Президента можно отменить Закон о языке, люстрации, выбросить из украинского законодательства все упоминания о руссийской оккупации украинской территорий. Но есть и приятная новость. Закон о референдуме не допускает рассмотрения законопроектов по вопросам налогов, бюджета и амнистии. Даже в этот очередной шаг, приближающий нас к руинам, олигархам удалось протащить нужные для себя предохранители.
Владельцы медиаимперий и «градообразующих предприятий» получили действенное средство шантажа украинского государства. При первой же возможности они смогут включить режим «развала Украины при народной поддержке». Но у этой истории есть и другая сторона. Силы, которые могут побудить украинцев пересмотреть территориальное устройство, отменить любой закон и нивелировать украинский парламентаризм как явление, являются крайне ценными для России. Она непременно захочет с ними договориться. Тем более что зависимость украинских олигархов от Москвы была заложена в сам алгоритм их существования.
Невозможно устоять в противостоянии с Россией, не трогая олигархические кланы. Украинцам нужно учиться требовать не снижения тарифов, а ограничения власти и аппетитов олигархов; не слов о российской агрессии в президентских речах, а жесткой реакции на коллаборации украинских бизнес-кругов со страной-агресором. Изменения в стране, как и путь к победе, начинаются с жажды освобождения от господства кого-либо на украинской земле. Но для этого нужно сначала разомкнуть ту олигархическую ловушку, которая только укреплялась, пока люди отстаивали Украину на улицах и в окопах.