Начну с труизмов.
Украине нужен новый «план Маршалла», то есть реальные деньги под реальные проекты, прежде всего в сфере малого и среднего бизнеса, а также в сфере коренной перестройки и построения современной инфраструктуры. Инициатором создания такого масштабного (50 млрд евро на протяжении 10 лет) проекта стал бывший премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс, и он уже был представлен в литовском Сейме и послам государств ЕС.
Обо всем этом «День» уже писал, крайнюю необходимость Украины в срочной поддержке реальной экономики (а не только финансовой стабильности) не раз аргументировали солидные эксперты, как отечественные, так и западные. Так как речь идет не просто об экономической, а об экономико-политической поддержке, цель которой — подъем экономики и ощутимое повышение благосостояния населения, свести к минимуму влияние Кремля и приход к власти популистских сил. Собственно, такие же цели преследовал и классический «план Маршалла» в послевоенные годы, когда без него значительная часть государств Западной Европы погрязла бы в социально-экономических проблемах, а избиратели, соблазненные призраком простых решений и кремлевской пропагандистской машиной, могли поддержать коммунистов и другие популистские партии, контролируемые из Москвы.
Но не будем забывать, что еще до «плана Маршалла», провозглашенного 5 июня 1947 года и введенного в действие с 1948 года, появился и начал работать «план Трумена», предназначенный специально для стран, которые стали или могут стать жертвами советской агрессии. Его необходимость и основе черты раскрыл президент США Трумен в программной речи перед Конгрессом 12 марта 1947 года, назвав такими жертвами Грецию и Турцию.
Речь эта состояла из двух частей: концептуальной, которая получила название «доктрины Трумена» и касалась проблем поддержки Соединенными Штатами демократии и противодействия тоталитаризму везде в мире, и конкретно прагматичной, посвященной экстренной поддержке Греции и Турции, чтобы они на стали жертвами сталинской агрессии. Это и был «план Трумена» для этих двух государств.
В концептуальном плане президент Трумен очертил принципы, которые вскоре легли в основу «плана Маршалла»: «На данный момент почти каждая нация в мире должна выбрать между альтернативными образами жизни. Выбор слишком часто далеко не свободный. Один образ жизни основан на свободе большинства и отличается свободными демократическими учреждениями, свободными выборами, гарантиями свободы личности, свободы слова и религии и свободы от политического притеснения. Второй образ жизни основан на желании меньшинства, насильственно наложенном на большинство. Он отличается террором и притеснением, управляемой прессой и подавлением личных свобод. Я считаю, что Соединенные Штаты должны поддерживать свободные народы, оказывающие сопротивление агрессии вооруженного меньшинства или внешнему давлению. Я считаю, что мы должны помочь в освобождении народов, чтобы они сами могли решать свою собственную судьбу. Я считаю, что наша помощь должна быть прежде всего экономической и финансовой, что приведет к экономической стабильности и таким образом окажет свое влияние на политические процессы. Мы не можем позволить изменения в равновесии сил в нарушение Устава Организации Объединенных Наций такими методами, как принуждение или агрессия».
Актуально звучит, не так ли?
Что же касается конкретно Греции и Турции, то напомню, что Сталин в те годы инициировал попытку захвата власти в Греции коммунистическими вооруженными формированиями, базировавшимися в Албании, Югославии и Болгарии и получали щедрую помощь от Москвы. Развернулась настоящая «гибридная война», в которой СССР обеспечивал своих греческих сателлитов, кроме боеприпасов, денег и командных кадров, еще и мощной пропагандистской поддержкой по всему миру.
Трумен никоим образом не идеализировал правительства государств, которые должны были получить помощь. Вот как он охарактеризовал греческую власть: «Греческое правительство работало в атмосфере хаоса и экстремизма. Оно делало ошибки. Предоставление помощи этой стране не значит, что Соединенные Штаты будут потакать всему, что греческое правительство сделало или сделает. Мы осуждали в прошлом и осуждаем теперь любые экстремистские меры в отношении инакомыслящих и призываем к большей терпимости. Правительство Греции не идеально. Однако оно представляет 85% членов греческого парламента, которые были избраны на выборах в прошлом году. Иностранные наблюдатели, включая 692 американских, сошлись во мнении, что эти выборы были справедливым выражением волеизъявления народа Греции».
А ситуация в стране была поистине катастрофической: «У Греции сегодня нет капиталов, чтобы финансировать импорт тех товаров, которые являются жизненно важными. Страна отчаянно нуждается в финансовой и экономической помощи, чтобы возобновить закупки продовольствия, одежды, топлива и семян, которые крайне необходимы для пропитания и жизненных потребностей ее людей и доступны лишь из-за рубежа. Самому существованию Греческого государства сегодня угрожают террористические действия нескольких тысяч вооруженных партизан, возглавляемых коммунистами, которые бросают вызов власти правительства во многих районах страны, особенно на северной границе. Греческое правительство не способно справиться с ситуацией. Греческая армия мала и плохо экипированная. Она нуждается в поставках и вооружении для того, чтобы возобновить власть правительства над всей территорией Греции. Соединенные Штаты обязаны оказать Греции эту помощь».
И снова очень знакомые и актуальные вещи, не так ли?
Что же касается Турции, то она, по словам Трумена, нуждалась в немедленной помощи для «проведения модернизации страны, необходимой для сохранения национальной территориальной целостности». Так как в те годы Сталин поставил перед собой цель осуществить давнюю мечту российских императоров — захватить Константинополь и проливы Босфор и Дарданеллы. Он пытался договориться об этом с Гитлером, а затем — с Черчиллем и Рузвельтом. Но ему отказали, и он решил действовать самостоятельно, поэтому над Турцией нависла реальная угроза советского вторжения.
«Если мы окажемся не в состоянии помочь Греции и Турции в это фатальное время, то это будет иметь далекоидущие последствия как для Запада, так и для Востока», — решительно отметил Трумен, и помощь была предоставлена. При этом финансовая ее часть (400 млн долларов, 4,2 млрд по нынешним меркам на протяжении года) имела вид не кредитов, а не предназначенных для возвращения грантов. Эти страны получили и помощь в виде товаров, оборудования, оружия и медикаментов. А еще по просьбе Трумена Конгресс санкционировал отправку инструкторов и специалистов — как гражданских, так и военных и выделил средства, необходимые для обучения отборного греческого и турецкого персонала. В итоге вовремя предоставленная значительная помощь остановила агрессивные действия Кремля.
А теперь вопрос: разве и это не коррелирует с современностью, с ситуацией не только Украины, но и Молдовы, где Кремль контролирует приднестровский анклав и изо всех сил пытается поставить все властные органы под свой контроль?
Поэтому, кажется, перед внедрением новейшего «плана Маршалла» для Украины нужно реализовать тот или иной современный вариант «плана Трумена» и для Украины, и для Молдовы. Потому что сначала нужны — на протяжении года-двох — экстраординарные меры по укреплению вооруженных сил, госаппарата и удовлетворения неотложных потребностей населения, а тогда уже можно вводить далекоидущие программы социально-экономического развития.