Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почему Европа боится Россию?

Борис СОКОЛОВ, публицист, Москва, специально для «Дня»
28 мая, 2015 - 13:05
Ангела Меркель и Франсуа Олланд
ФОТО REUTERS

С одной стороны, в итоговой декларации удалось сохранить пункт о поддержке территориальной целостности Украины и осуждении «незаконной аннексии Крыма и Севастополя». С другой стороны, пункт с осуждением российской аннексии Крыма поддержали только страны ЕС, поскольку из государств «Восточного партнерства» против него выступили Армения и Белоруссия. В декларации говорится о «европейской перспективе» Украины, Грузии и Молдавии, но нет упоминания о возможном будущем вступлении этих государств в Евросоюз. Напротив, канцлер Германии Ангела Меркель прямо предупредила, что расширение Евросоюза не стоит в повестке дня Рижского саммита и что программа «Восточное партнерство» — это не способ попасть в Евросоюз, а лишь способ приблизиться к его стандартам. А председатель Евросовета Дональд Туск напомнил: «Никто не обещал, что «Восточное партнерство» будет автоматически означать путь вступления в ЕС». В Риге Украине предоставили третий пакет макрофинансовой помощи на 1,8 млрд евро до 2016 года включительно, но для страны с 40-миллионным населением, балансирующей на грани дефолта, это капля в море. За это Украине пришлось обязаться обеспечить финансовую прозрачность, прозрачность управления госпредприятиями, антимонопольные и финансовые реформы, борьбу с коррупцией и т. п. Далеко не факт, что все эти обещания будут выполнены, но деньги, по всей вероятности, европейцы все равно дадут.

Главный же проигрыш украинской дипломатии на рижском саммите сводится к тому, что Украине не только не был немедленно предоставлен безвизовый режим, но и точные временные рамки возможности его предоставления в ближайшем будущем не были определены. К концу 2015 года Украина должна лишь выполнить определенные условия, но нет никаких гарантий, что с начала 2016 года украинцы действительно смогут ездить в Европу без виз. Между тем, безвизовый режим — это единственный ощутимый бонус от соглашения об Евроассоциации, которые жители Украины рассчитывали получить прямо сейчас. Это облегчило бы условия их пребывания в странах Евросоюза и способствовало бы снижению социальной напряженности в Украине.

•  Причины, по которым Евросоюз не торопится пускать украинцев в Европу без виз, как будто лежат на поверхности. Тут и отсутствие паспортов европейского образца и европейского уровня защищенности. Тут и отсутствие реального контроля на границе с Белоруссией и Россией, причем не только в оккупированной части Донбасса. Тут и поток оружия, который неконтролируемо идет из зоны АТО. Тут и опасения, что из находящейся в глубоком финансовом кризисе и в состоянии необъявленной войны Украины в Евросоюз пойдет массовый поток беженцев. Ведь в настоящее время очень остро стоит вопрос с беженцами в Европу с южного направления, из Африки, Сирии и Ирака, и никто в Брюсселе не хочет, чтобы такой же поток пошел через восточные границы ЕС. Все это так. Добавим сюда еще то, что реальные реформы в Украине почти не двигаются, а борьба с коррупцией по большей части имитируется. Но главная причина, почему Евросоюз не торопится приближать к себе Украину, как представляется, лежит совсем в другом. В Брюсселе по-прежнему очень боятся России. В Москве это знают, и умело нагнетают истерию. Неслучайно только что вице-премьер Дмитрий Рогозин, играющий роль отмороженного ястреба, в очередной пригрозил европейцам: «Танкам визы не нужны!» И ведь многие европейские обыватели, да и не только обыватели, подобные угрозы воспринимают всерьез! Равно как и угрозы Путина в случае чего расчехлить ядерный арсенал. Хотя нормальной реакцией на такие людоедские пассажи должен был бы быть простой ответ: «Попробуйте!» Распоясавшийся хулиган пугает только тех, кто хочет испугаться, а в случае отпора, весь пыл его куда-то исчезает. Ядерного шантажа побаивается кое-кто и в США, тем более что для президента Обамы годится любой предлог, чтобы не вводить новые санкции и не переходить к более жесткой конфронтацией с Россией.

•  И Евросоюз опасается слишком приблизить к себе Украину и другие постсоветские страны, чтобы еще больше не злить Россию. Как заклинание, представители Евросоюза повторяют, что «Восточное партнерство» ни в коем случае не направлено против России. И в Москве прекрасно знают, что в Евросоюзе действительно не хотели бы наносить какой-либо дальнейший ущерб отношениям с Россией и готовы к компромиссу по украинскому вопросу. Вот и журнал «Шпигель» пишет, что, раз Путин заявил, что он видит Донбасс в составе федерализированной Украины, значит, он пошел на значительные уступки Украине и реально готов к урегулированию кризиса. А некоторые германские политики начинают говорить, что ничего плохого в федерализации Украины нет. Вот Германия — федеративное государство. И ничего. Живет, благоденствует и распадаться не собирается. Но тут надо заметить, что когда в 1871 году Германская империя создавалась именно как федеративное государство, это было свободное решение существовавших в то время германских государств, без какого-либо давления извне. Интересно, как бы отреагировал «железный канцлер» Отто Бисмарк, если бы Российская империя, например, в тот момент потребовала бы от него сделать Германию унитарным государством.

•  А если Украинская федерация будет создаваться не по воле украинского народа, а по указанию соседней державы и ее марионеток, то такое государство ни в коем случае не будет жизнеспособным. Просто нынешние «ДНР» и «ЛНР», сохранив полную независимость от Украины и полную зависимость от России, легализовав свои незаконные вооруженные формирования и пребывание российских войск на своей территории, с формальной точки зрения будут оставаться частью Украинского государства и получать все социальные выплаты из украинского бюджета, не платя в этот бюджет ни гривны. Кроме того, они будут иметь право вето на все внешнеполитические решения Киева. При этом сепаратисты пошлют в Верховную Раду своих парламентариев, фактически назначенных Москвой. С самого начала украинского кризиса, сразу же после свержения Януковича, Путин стремился на Украине именно к такому сценарию. Правда, изначально он рассчитывал, что подконтрольных ему украинских регионов будет значительно больше, что к Донецку и Луганску, как минимум, добавятся Харьков, Днепропетровск и Одесса. Но и двух сепаратистских республик в составе насильственно федерализированной Украине Путину будет вполне достаточно. Такое уродливое государственное образование долго не просуществует. Оставаясь формально независимым государством, Украина в этом случае будет целиком и полностью зависеть только от одного государства в мире — от России. И тогда достаточно быстро в Украине появится пророссийское правительство. Создание такого правительства и развал нынешнего Украинского государства и является целью Путина, а вовсе не присоединение депрессивного Донбасса к России. Поэтому когда он говорит, что не видит Донбасс в составе России, он говорит сущую правду. Ему нужен Донбасс в Украине, чтобы развалить Украину и полностью ее подчинить. Поэтому никаких уступок со стороны России нет, и не предвидится.

•  И если руководство Евросоюза поймается на удочку Путина, последствия могут быть катастрофическими и для Украины, и для ЕС. Сдача Украины на милость России и появление в Киеве марионеточного пророссийского правительства неминуемо приведет к расколу страны. Запад и восток Украины окажутся в состоянии перманентной гражданской войны, граница между ними станет новой Берлинской стеной, и в Европу хлынет поток украинских беженцев, которого так опасаются сегодня в Евросоюзе. Компромисс же между Россией и Западом по Украине невозможен в принципе. Москва требует себе гарантий невступления Украины в НАТО и ЕС. Однако даже если нынешние руководители государств Евросоюза и США подобные гарантии дадут, это будет не более чем протокол о намерениях, который не будет ни к чему обязывать ни нынешних лидеров, ни, тем более, их преемников. Ведь нельзя же, в самом деле, включить в уставные документы Евросоюза и Североатлантического пакта положения, категорически запрещающие этим организациям принимать в свой состав Украину. Невозможность юридически оформить компромисс по Украине делает бесперспективным переговоры по его достижению. Вместо того, чтобы искать неосуществимого компромисса по украинскому вопросу, руководителям государств Евросоюза необходимо помогать Украине бороться с российской агрессией. Ближайшие и наиболее очевидные шаги здесь — это введение в действие в полном объеме не позднее начала 2016 года как соглашение об Евроассоциации Украины, так и безвизовый режим для всех украинцев, въезжающих в Евросоюз.

Борис СОКОЛОВ, публицист, Москва, специально для «Дня»

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ