Кабинет Министров поставил себе высокую оценку в области политики управления государственной собственностью — 84,4%. Это завышенная оценка. Если посмотреть отчет, то особенных новаций и достижений там нет. За достижения, например, выдается принятие стратегии повышения эффективности субъектов хозяйственной деятельности. Но это очень общий документ, в котором не указан даже горизонт планирования. То есть в будущем будет трудно оценить результаты реализации этой стратегии и скорректировать ее в случае необходимости.
До сих пор не решен вопрос конфликта интересов в сфере управления государственным имуществом. Например, правительство сегодня одновременно выступает в качестве акционера, источника финансирования, регулятора, контролера, заказчика и поставщика государственных предприятий.
Таким образом, обычная текущая работа правительства, которую оно должно выполнять в соответствии со своими полномочиями, выдается за определенные новации. Например, принятый перечень предприятий, не подлежащих приватизации, — не достижение, а более того, это — предложение необоснованного сокращения таких предприятий.
Следовательно, крупная приватизация в 2015 г. не состоялась. Планировалось привлечь 17 миллиардов гривен. Но эти намерения были выполнены лишь ориентировочно на 1%. Что это? Некачественное планирование или поверхностное отношение к анализу разных источников рисков. Кроме того, следует отметить, что правительство не провело никаких мероприятий по переориентации фискального характера приватизации, на, например, инвестиционный. До сих пор не сформирована надежная защита от участия российского бизнеса в продаже государственных активов.
Очевидно, срок масштабной приватизации просто отсрочился. За это время уместно провести полную инвентаризацию государственных активов. Ведь без предварительного учета и обстоятельного анализа состояния объектов государственного права собственности невозможно разработать эффективную и реалистичную стратегию управления ими. Часто получается, что государство просто не знает, чем руководит, каково фактическое состояние объектов, не анализирует целесообразность пребывания объекта в государственной собственности. Однако в соответствии с тенденциями, которые мы наблюдали в течение 2015 г., эти мероприятия, вероятнее всего, не будут реализованы и в 2016 г. К сожалению, самая опасная тенденция в управлении отечественными государственными активами — подмена долгосрочного стратегического управления ситуативым реагированием на текущие проблемы.
Ирина РАТИНСКАЯ, эксперт по вопросам управления объектами государственной собственности Института общественно-экономических исследований (ИОЭИ)