Чрезвычайно поучительная вещь – тщательно проштудировать всемирную историю (в том числе и украинскую) с точки зрения развития дипломатического искусства, историю – часто тяжелую, кровавую – подготовки, заключения и реализации межгосударственных договоров. Богатейшее прошлое нашей страны в этом плане поистине поразительно. Именно о том, при каких обстоятельствах, когда, с кем и с какой целью Украина договаривалась с ближайшими и дальними соседями, к каким последствиям это приводило – мы сейчас очень коротко поговорим.
Но сначала необходимо напомнить о древнем латинском классическом, универсальном принципе дипломатии, который и сейчас остается базовым, стоит во главе угла между государствами и народами. А именно: "Pacta sunt servanda" (т.е. "договоры должны выполняться", "договоры следует соблюдать"). Этот тезис был разработан еще при даже не при имперском, а при республиканском Риме, он абсолютно жизненно необходим для того, чтобы отношения между государствами не разрушались полностью, а имели вообще хоть какой-то смысл (не говоря уже о доверии). Очевидно, что уже около 2000 до н.э., когда египетский фараон Рамзес и хеттский царь договаривались о мире – уже тогда проблема доверия возникала очень остро. Но мы сейчас контурно, эскизно поговорим об истории именно украинской дипломатии.
Уместно будет упомянуть для начала соглашение, заключенное киевскими князьями Олегом и Игорем по итогам военных походов в Константинополь (911, 941 и 944 годы); соглашение, которое заключила знаменитая княгиня Ольга, посетив столицу Византии около 957; безусловно, договор между князем Святославом и византийским императором Иоанном Цимисхием (971 г.); а также брачный договор (по сути, межгосударственный) князя Владимира Крестителя и византийской принцессы Анны. Здесь можно отметить – очень лаконично – две важные вещи. Во-первых, все эти договоры были, в основе своей, равноправными (!), и это принципиально (за исключением, возможно, соглашения князя Святослава). А во-вторых, значительное влияние на обстоятельства и содержание этих соглашений оказывали не только чисто военные, но и экономические факторы (торговые преференции в Константинополе), и это тоже показательно.
Двигаемся дальше через течение «панорамы веков». Следует напомнить о невероятно сложной, тяжелой, но одновременно и искусной дипломатии короля Даниила (XIII века), который вынужден был лавировать между двумя мощными силами – Западом (прежде всего в лице римских пап) и монгольскими ордынскими государствами. Лавировать для сохранения независимости своей, Галицко-Волынской земли. И долго (пока давление с Востока не усилилось очень ощутимо) Данилу это удавалось.
Отдельная, очень интересная страница истории – это украинские земли в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, в частности, подготовка и заключение Люблинской унии 1569 г. Можно сказать, что и в те времена, и значительно позже, через несколько столетий, наши дипломаты (в ХУІ веке это была украинская шляхта и представители казацкого сословия, которое уже выступило на исторической арене) ставили перед собой, коротко говоря, следующие основные задачи: 1. Защита внутренней безопасности и отстаивание «вольностей», неотъемлемых прав украинских правящих сословий, и не только их. В то же время – отпор внешней агрессии (особенно с Востока и Юга) – тогда под эгидой Речи Посполитой, потому что это угрожало украинским территориям. 2. Укрепление государственности разными способами (это, разумеется, зависело от конкретных исторических условий). 3. Экономические выгоды, являющиеся сверхважными. 4. Внутригосударственная стабилизация. Вспомним здесь, кстати, известный съезд князей в Любече 1097 года, который проходил под руководством Владимира Мономаха и завершился также заключением важного договора.
Крайне важная составляющая в истории украинской дипломатии – это, безусловно, деятельность Богдана Хмельницкого и его отношения с соседями – Московией, Речью Посполитой, Оттоманской Портой, Крымским ханством, Швецией. Есть основания утверждать, что великий гетман создал целую стройную систему межгосударственных договоров, которая позволяла довольно успешно (насколько это было возможно при тех обстоятельствах) защищать права и суверенитет Украины. И надо обязательно иметь в виду, что «судьбоносное» (с позволения сказать) Переяславское соглашение 1654 года рассматривалось Хмельницким, разумеется, не как «вечное воссоединение» с Москвой, а как один из элементов (не факт, что главный) упомянутой дипломатической системы. Не будем забывать и о знаменитом Гадячском трактате 1658 года, заключенном гетманом Иваном Выговским – преинтереснейшем дипломатическом документе. В случае его реализации история Украины была бы принципиально иной.
Несомненно, важно вспомнить и о гетмане Иване Мазепе как о дипломате, прежде всего о знаменитом украинско-шведском военно-политическом союзе, согласованном с королем Карлом ХІІ (отдельно отметим вполне конкретный пункт этого соглашения, где король официально обязался защищать независимость Украины). Даже Полтавская катастрофа не могла перечеркнуть огромный вес этого договора.
Несомненно, далеко не все акции отечественной дипломатии были вполне успешными (или хотя бы частично удачными). Не будем забывать о договоре Пилсудского-Петлюры 1920 года (чрезвычайно противоречивый политический акт), и, конечно же, о печально известном Будапештском меморандуме 1994 года, так же, как и о Минских соглашениях 2014-2015 годов, которые явно оказались ловушкой для Украины. Возможно, наши государственные вожди забыли тогда о знаменитом дипломатическом принципе «баланса сил», о нем писали еще Гуго Гроций, Монтескье и Кант, баланса интересов. Или об искусстве различать врагов, надежных союзников и временных партнеров.
И фундаментальная истина, которую мы ни в коем случае не имеем права забывать во время Отечественной российско-украинской войны: решающую роль будут играть соотношение и действенность военных сил. И единство народа. Дипломатия является важным инструментом донесения правды об этой войне всему миру. Именно эти составляющие работают на Победу Украины. Наконец, опять-таки напомним здесь античную максиму, с которой мы начали разговор: «Договоры должны выполняться!». Причем это напрямую касается также и отношений с нашими союзниками – странами Запада, особенно там, где речь идет об аморфных «заверениях безопасности» вроде Будапештских вместо действенных гарантий безопасности, на которые можно положиться.