«Крымское управление» Следственного комитета России возбудило уголовное дело против председателя Меджлиса крымскотатарского народа Рефата Чубаров, как заявлено в официальном сообщении, «за организацию массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием».
Речь идет об участии в проукраинском митинге 26 февраля 2014 под зданием Верховной Рады Крыма. Напомним читателям, что тогда митинг, в котором противостояли, с одной стороны, проукраинские активисты, в частности участники крымскотатарского национального движения и украинских организаций Крыма, а с другой стороны, пророссийские активисты от партии «Русское единство», а также, как стало известно позже, многочисленные переодетые российские военные и кубанские казаки и мобилизованные «ополченцы из «самообороны Крыма «, закончился штурмом здания Верховной Рады, что помешало ее спикеру Владимиру Константинову, вопреки желанию депутатов, провести сессию и принять решение о назначении референдума по присоединению Крыма к России.
А в ночь после митинга, под утро 27 февраля, до зубов вооруженные спецназовцы России без опознавательных знаков на военной форме под командой полковника ФСБ Игоря Стрелкова (Гиркина) нейтрализовали милицейскую охрану зданий парламента и Совета министров Крыма, заблокировали их, вывесили над ними российские триколоры и начали силой свозить депутатов для проведения сессии. По мнению аналитиков и правоохранительных органов Украины, Гиркин и его приспешники с того момента действовали в Крыму как типичные террористы. Как стало известно позже, Россия еще с 20 февраля начала специальную военную операцию по захвату и отторжению Крыма от Украины. Лишь впоследствии глава России Владимир Путин признал, что операцию провели российские военные, и в честь этих событий он установил в России День войск специальных операций. Именно такой порядок действий российского президента, считают украинские правозащитные организации, свидетельствует, что Россия в 2014 году проявила себя как государство-террорист, чем нарушила основные принципы международного права, устав ООН, Хельсинкский акт о неприкосновенности границ и межгосударственные договоры Украины и России.
Впрочем, уже после аннексии Крыма, в январе 2015 года, «крымское управление» Следственного комитета России, несмотря на то, что на момент 26 февраля Крым даже условно не был в российском правовом поле, и в Симферополе не могло действовать российское законодательство, возбудило уголовное дело против проукраинских участников митинга и выдвинуло им обвинение по российскомуУголовному кодексу.
Были задержаны заместитель председателя меджлиса Ахтем Чийгоз, активисты Али Асанов, Мустафа Дегерменджы, Эскендер Кантемиров, Талят Юнусов, Эскендер Емирвалиев, Арсен Юнусов и Эскендер Небиев. Позже суд разделил «дело 26 февраля» на два, выделив из него дело Ахтема Чийгоза, обвинив его в руководстве митингом. 11 сентября 2015 российский суд приговорил Ахтема Чийгоза к 8 годам заключения в колонии строгого режима. Однако, пока шел суд над остальными обвиняемыми, Владимир Путин по просьбе президента Турции Эрдогана освободил Ахтема Чийгоза и другого члена Меджлиса Ильми Умерова, доставив их на самолете в Турцию, как оказалось позже, в обмен на двух российских убийц, которые были арестованы в Турции. Позже Чийгоз и Умеров прибыли в Киев.
Поэтому оказалось, что судить остальных задержанных по «делу 26 февраля», поскольку «руководитель митинга» уже уволен, нет смысла. Суд сначала отпустил их под домашний арест, а затем вынес им приговоры от 3 до 4,5 лет лишения свободы условно. По всем правовым признакам это странное «дело» было исчерпано и закрыто.
Но, как оказалось, не забыто.
Теперь, по новому делу против Рефата Чубарова оказывается, что митингом руководил не Чийгоз, а сам Чубаров. Так почему же тогда судили Чийгоза? И теперь Чубарову инкриминируются беспорядки, во время которых ставилась задача повреждений 80 людям, в том числе двум участникам митинга смертельные.
Но и это дело, как можно легко убедиться, шито белыми нитками. Все, кто был на митинге, прежде всего журналисты, хорошо помнят, что митингом руководили два человека — с одной стороны в то время руководитель партии «Русское единство» Сергей Аксенов, а с другой стороны — Рефат Чубаров. Более того, это хорошо видно на той большой видеозаписи, которая уже много раз демонстрировалась в зале суда по Чийгозу и другим участникам. Ни пострадавших, ни погибших в тот день журналисты не видели. И, как сообщил недавно российский адвокат по «делу 26 февраля» Николай Полозов, который выпустил книгу о ходе этого удивительного суда, «в деле суда погибшие не прослеживаются». Но как было известно из сообщений руководителей российских участников митинга, двое участников митинга, которых никто не знает в лицо, были задушены в давке в их рядах во время штурма дома. Что касается количества пострадавших, то крымская прокуратура, которой тогда руководила Наталия Поклонская, называла то 80 пострадавших, то 40. На самом деле в больницу обратились еще меньше.
Как рассказывали участники митинга, после его окончания, какие люди их специально подстрекали и уговаривали обратиться в больницу, чтобы засвидетельствовать ущерб. Эти свидетельства затем подробно анализировались уже на суде, и оказалось, что все они надуманные, повреждений больших, чем синяки, ни у кого нет.
Относительно дела много и других вопросов. Во-первых, на каком основании суды ведут расследование о событии, которое произошло не на территории подсудности? На каком основании суды рассматривают дело, произошла не на территории их подсудности? Более того, что это за Следком, который из двух руководителей митинга, как это хорошо прослеживалось на следствии и суде по делу Чийгоза, возбуждает дело против одного, а об ответственности другого речь даже не идет.
А если уж говорить о двух погибших, в честь которых на здании Верховной Рады Крыма позже даже была установлена ??мемориальная доска, правда, без указания фамилий, то по свидетельству самих пророссийских участников митинга они были задушены в их рядах, следовательно, и ответственность за их гибель должен нести руководитель пророссийской части митинга, то есть Сергей Аксенов. Украинские участники митинга к ним даже не прикасались. Почему же тогда против него дело не возбуждено до сих пор?
Получив информацию о возбуждении нового уголовного дела, Рефат Чубаров сказал, что это реакция на планы Меджлиса провести 3 мая ненасильственную акцию «Мир против насилия и оккупации. «Марш достоинства» с участием представителей международных организаций и мировой общественности. На самом деле российские власти Крыма очень боятся этой акции, поскольку она покажет миру, каким именно образом был захвачен Крым, покажет незаконность установления российской границы на Перекопе.
Поэтому российская власть пытается запугать председателя Меджлиса, вместе с тем она создает основания для его задержания, если он пересечет ту незаконную условную линию, которую они называют российской границей. Это, судя по всему, неправовое использование российскими властями своих правоохранительных органов, использование в качестве политических придатков к государственным террористическим организациям с целью юридически оправдать аннексию и оккупацию территории другого государства.