Первое послереволюционное временное правительство в Украине рискует повторить судьбу московского аналога в 1917 году. Отличие ситуации, по сути, одно – военный фактор. В 1917-м война шла уже третий год, и получив ее «в наследство» от предыдущего режима, «временщики» не смогли переломить ситуацию. Сейчас же война только разгорается – но ответственность за это также лежит на временных правителях. Ему на смену могут прийти радикалы, также как было в 1917-м. Те радикалы закончили войну внешнюю, переведя ее во внутреннюю. А нынешние могут начать и ту, и другую одновременно.
Правительству Турчинова-Яценюка можно было бы посочувствовать. Экономика разграблена, внешнее давление нарастает, саботаж старых сил усиливается. Угроза интервенции грозит уничтожить страну. Основное обвинение, которое выдвигается новым властям – нерешительность. Ну, и коррупция, конечно. С учетом былой репутации того же Турчинова коррупционный фактор практически не подвергается сомнению. К нему, главе МВД Арсену Авакову и главе СБУ Валентину Наливайченко сейчас вопросов больше всего. Оно и понятно – в условиях внешней угрозы, когда представители бывшей власти оказываются прямыми или потенциальными сепаратистами, когда все самые одиозные деятели прошлого режима упущены и находятся за границей, когда проводятся кадровые назначения из обоймы лиц весьма сомнительных моральных и профессиональных качеств – в этих условиях главы силовых ведомств и глава государства в целом должны стать объектом максимального внимания общественности.
В Украине сейчас рождается то самое общественное мнение, о котором так долго говорили интеллектуалы и прочие прекраснодушно настроенные персонажи. Да, формирование это идет медленно, «кластерно» и с неизбежными перегибами, но оно вступает в противоречие с теми верхами, которые все еще хотят жить по старому, просто сменив декорации. Следует учитывать и очевидный психологический момент – люди жаждут увидеть наказание коррупционеров и убийц, виновных в разграблении государства и кровавых событиях революции. Мало того – аресты нужно было проводить быстро и сразу после шока, в который была ввергнута верхушка должностных лиц после 22 февраля. Но вместо этого вся страна поняла, что бежавшего экс-гаранта не особо и хотели ловить. Оттого, что гарант окончательно потерял самоуважение и полностью открыл свою истинную сущность, оказавшись в руках московских кураторов, украинцам не легче – Янукович теперь недосягаем для украинского правосудия.
Кадровая обойма новых назначенцев у нынешней власти также оказалась слабой. В ее активе, в частности, решение о назначении олигархов губернаторами двух областей. Верное в тактическом плане, это решение неверно в стратегическом, оно замораживает возможности для антиолигархической борьбы в Украине. При этом олигархические настроения только усиливаются – и события т.н. «русской весны» на востоке Украины также являются следствием антиолигархических, уравнительных настроений тамошних патерналистски настроенных слоев, которые до сих пор живут в плену советского социального мифа. Потому говорить о полной «заморозке»а нтиолигархической компоненты нынешней революции нельзя. Ведь не все области отданы олигархам, да и власть того же Таруты в Донецке все еще выглядит не слишком безапелляционной. С учетом большого количества оружия на руках людей, особенно в столице, правый переворот вполне возможен. Только будет ли эта «якобинская фаза» потенциальной жесткой люстрации позитивная для страны? Как разовое очищающее действо – да. Но в теории. На практике она может привести одновременно к гражданской войне и внешней интервенции. К прямому походу русских войск на столицу, не говоря уже об иных регионах. Так что призывы к тотальной люстрации также нужно считать недальновидными либо провокационными.
Однако беззубость – специальная или нет – нынешних властей просто «кричит» о приходе суровых «люстраторов». В конце концов, именно по такому принципу идут все известные революции – от умеренной фазе к радикальной, за которой следует либо обрыв революции, либо вырастающая из нее диктатура.
Гадать, кто и когда станет у нас диктатором, и будет ли такая персона вообще – невозможно. Потому стоит сосредоточиться на том, что происходит здесь и сейчас. Количество кадровых ошибок и почти тотальное бездействие новых властей только озлобляют население. С разным идеологическим соусом, но в едином неприятии «мутных» схем назначений и торговли должностями, против нынешнего правительства выступают и Запад, и Восток Украины. И это может стать катализатором такого уровня противостояния, что могут возникнуть серьезные угрозы государственности и целостности Украины. Ответственность за упущенные возможности, за теневые договорённости и неправильные решения лежит целиком на нынешней власти.
Роль правительства Турчинова-Яценюка, если их рассматривать с точки зрения принятия решений – роль «стабилизаторов», которые призваны договориться со всеми компонентами элит в Украине, за исключением ближайшего окружения сбежавшего президента. Одновременно они закрепляют за людьми из «Батькивщины» и «Свободы» ключевые должности в регионах и центральных органах исполнительной власти. Однако, оказалось, что недовольных – особенно среди «старорегиональных» представителей власти – очень много, и многие из них предпочитают решать вопросы с Киевом именно через провокацию сепаратизма. Рассчитывали ли эти представители на сепаратизм изначально или просто воспользовались ситуацией – не столь важно. Важно, что нынешнее правительство явно «перегибает» со «стабилизацией». Со стороны людей, приветствовавших революцию, со стороны тех, для кого Небесная сотня – герои-романтики, нынешние позиция и поведения «временщиков» видятся, по меньшей мере, пошлыми. Их действия на фоне подвигов погибших революционеров уже вызвали огромное недоверие к ним.
Вместо того, чтобы действовать гибко и многопланово, сочетая разумную, объединяющую по духу, пропаганду, реформируя систему бюджетов на местах и проявляя понимание «симоволических» гуманитарных вопросов для мятежного юго-востока, ставки делаются на тайные непубличные интриги, итогом которых становятся многочисленные захваты ОГА на юго-востоке, и появление там различных персонажей типа пресловутого Павла Губарева. Сейчас не время до тотальной перекройки юго-востока. Но и не время для непонятных интриг. Правительство должно четко объяснить нелояльным регионам, по какому принципу оно назначает туда кадры, и выработать программу по работе с населением этих регионов. Прямое использование силы здесь также опасно – даже более, чем интриги и бездействие. Этому правительству нужно учиться слушать страну, если он не хочет руководить только ее половиной, а то и вообще стать правительством в изгнании.
Чего стоит хотя бы появление в Одессе Игоря Маркова, кулуарно освобожденного из тюрьмы под шумок революции? Если Марков был выпущен для того, чтобы унять одесских сепаратистов, которые решили было штурмовать тамошнюю ОГА, то он на данный момент со своей задачей справился. В отличие от Луганска и Донецка, повторных штурмов в Одессе не было, и «новый лидер юго-востока» заявил о мирном характере достижения целей. Цели эти он обозначил следующим образом – федерализация, второй государственный язык, возможная выборность губернаторов. В теории, идеи хорошие и лозунги правильные. Только вот вопрос все о том же – а чьими руками достигнуто временное умиротворение в Одессе? Как вообще согласуется сам факт выхода Маркова из тюрьмы с «принципиально-патриотической» позицией новой власти? Явное интриганство тут очевидно, пусть и кажется тактически оправданным…
Зато вроде бы удалось «поговорить» с одиозным губернатором Харькова Геннадием Кернесом. Побывав на допросе в Генпрокуратуре, он выступил против проведения в городе сепаратистского «вече» 16 марта. Вопрос только, как будет вести себя Кернес, если российские танки все-таки подойдут к городу, в котором до этого произойдут провокации, пусть и не им на этот раз организованные?
Фактически, работа специальных служб на юго-востоке Украины провалена, а времени у страны практически нет. Саботаж и латентный сепаратизм ряда региональных властей, например, на Донбассе, плюс влияние олигархов в этих же областях сводят на нет даже те усилия, которые предпринимаются. Однако проявление умеренности и осторожности в отношении олигархических фигурантов только показывают степень зависимости новой власти от мнения богатейших жителей Украины. Так, попытки сотрудничества с Ренатом Ахметовым, похоже, успехом пока не увенчались – Донецк остается вторым по нестабильности регионом в стране после Крыма. Но если ставка на олигархов не сработала практически нигде, кроме Днепропетровска, тогда подобную тактику следует признать провальной изначально.
Система украинской власти нуждается в кардинальной перезагрузке. Но северный сосед, олигархи и старые коррупционные методы многих представителей нынешней власти почти не оставляют стране шансов на обновление и делают ее будущее очень туманным. По сути, кредит доверия у общества новая власть не получила. Теперь каждый надеется сам на себя – в том числе, и в случае начала боевых действий. Историческое время спрессовалось в считанные дни и недели, но за это время бывшая оппозиция так и не смогла избавиться от своего прошлого – общего со свергнутой властью. Свергнутой народом, между прочим, а не ими. Отсюда, возможно, и недоверие народа к новым лидерам со старыми фамилиями. И лояльность к ним обусловлена разве что чрезвычайными обстоятельствами, в которые поставлена сейчас независимость Украины. Впрочем, к заострению этой опасности они также приложили свои силы. Потому время их правления, вероятно, не будет слишком долгим…