Уровень коррупции в Украине достиг критической черты. Без преувеличения можно утверждать, что отсутствие системного подхода в борьбе с этим общественно опасным явлением подрывает основы национальной безопасности, а в условиях фактической войны с Россией вообще ставит под угрозу само существование украинской нации и государства.
Очевидно, что без преодоления коррупции мы рискуем потерять все, что получили за годы независимости, и все, за что боролись наши предки в течение многих веков.
Коррупция подрывает доверие людей к государству, обескровливает экономику, препятствует проведению столь необходимых Украине реформ в сфере государственного управления и правосудия.
Сегодня мы можем утверждать, что коррупция является одним из тяжелейших социальных недугов, которым поражены практически все наши институты государственной власти, включая правоохранительные органы и суды.
Отдельно следует отметить, что отсутствие в Украине позитивных сдвигов, после свержения режима Януковича, в значительной мере деморализует и демотивирует наших граждан, что негативно влияет на общественно-политическую стабильность и обороноспособность Украины.
По-видимому, именно из-за отсутствия в МВД, СБУ и прокуратуре позитивных результатов в сфере борьбы с коррупцией и возникла необходимость создания Национального антикоррупционного бюро Украины.
Стоит отметить, что Закон «О Национальном антикоррупционном бюро Украины» принимался в непростых общественно-политических условиях, и потому не стоит ожидать, что этот документ безукоризненный с формально-юридической точки зрения. Разумеется, в нем много недостатков, но вместе с тем основные принципы деятельности и задачи этого бюро довольно четко определены.
В первую очередь следует отметить, что по закону Национальное антикоррупционное бюро является государственным правоохранительным органом и на него распространяются все нормативно-правовые акты, которые регулируют деятельность подразделений милиции.
Также законом определены категории должностных лиц органов государственной власти, контроль за деятельностью которых будет осуществляться Национальным антикоррупционным бюро, а также перечень статей УК Украины, которые по подследственности относятся к компетенции этого органа.
Во всем остальном антикоррупционное бюро будет действовать так же, как МВД или СБУ, придерживаясь Конституции и законов Украины, под наблюдением прокуратуры и суда.
Очевидно, что на этапе становления Национального антикоррупционного бюро будет много трудностей. Особенно трудно будет преодолевать сопротивление со стороны коррумпированных политиков и чиновников высших рангов. Но если рассчитывать на поддержку Президента Украины, патриотично настроенных депутатов парламента и большинства граждан Украины, то можно надеяться на успех в борьбе с этим социальным злом.
С начала деятельности Национального антикоррупционного бюро в Украине может начаться новый этап в борьбе с коррупцией. Учитывая особенности украинских реалий, антикоррупционное бюро должно выработать собственную методику борьбы с проявлениями злоупотреблений служебным положением в высших эшелонах государственной власти. Очевидно, что крайне важно в этом процессе будет учитывать как исторический опыт в мировом масштабе, так и опыт борьбы с этим явлением, приобретенный в годы независимости Украины. Следует отметить, что нужно учитывать как позитивный, так и негативный опыт, поскольку негативный опыт дает возможность исправить ошибки, допущенные в прошлом, и не допускать их в будущем. Отдельно стоит обратить внимание на то, что Украина является частью современного глобализованного мира и имеет международные обязательства в сфере противодействия коррупции, потому Национальное антикоррупционное бюро должно действовать в соответствии с принципами и стандартами, принятыми в международном содружестве.
На начальном этапе деятельности антикоррупционного бюро многое будет зависеть от того, кто именно возглавит этот орган. От организационных способностей, теоретических знаний и практического опыта первого руководителя Национального антикоррупционного бюро будет зависеть, сможет ли это бюро выполнить возложенные на него задачи или завершится все очередной дискредитацией идеи преодоления коррупции в Украине.
Если мы признаем, что коррупция для нас составляет реальную угрозу, то должны сделать все от нас зависящее для ее искоренения. Самое главное — не бояться трудностей. Все большое когда-то начиналось с малого. В свое время в составе Министерства юстиции Соединенных Штатов Америки было создано маленькое Бюро расследований, которое играло второстепенную роль в борьбе с преступностью. Со временем оно превратилось в Федеральное бюро расследований, которое сегодня является одним из основных государственных органов в сфере защиты национальных интересов США от преступных посягательств. Особое значение ФБР обрело, когда его возглавил Эдгар Гувер. Благодаря организационным способностям, честности, принципиальности и бескомпромиссности этого государственного деятеля сегодня Федеральное бюро расследований стало одним из самых влиятельных правоохранительных органов США, эффективно выполняющих возложенные на него обязанности.
Среди иностранных государств, которые могут служить примером эффективной борьбы с коррупцией, является Грузия. В свое время правительство президента Грузии Михаила Саакашвили, опираясь на поддержку грузинского народа, сделало прорыв в борьбе с этим социальным злом. Успешно проведенная антикоррупционная реформа дала возможность восстановить доверие людей к власти, что способствовало привлечению существенных иностранных инвестиций в экономику страны. Ярким примером экономического роста Грузии является Батуми. Сегодня в этом курортном городе быстрыми темпами идет строительство туристической инфраструктуры, где представлены практически все мировые бренды гостиничного бизнеса. Очевидно, что это дает возможность грузинам получать существенные средства от туристического бизнеса и направлять их на решение социальных проблем.
Что касается современной Украины, то проблема преодоления коррупции для нас является вопросом жизни и смерти.
В то время как народ и армия отдают все свои силы для отражения российской агрессии на востоке Украины, коррумпированные политики и чиновники продолжают грабить страну и подрывать основы национальной безопасности. Очевидно, что экономически ослабленная и морально разуверенная нация не сможет эффективно противостоять внешней агрессии и выиграть войну. Именно поэтому нам необходимо открыть второй фронт и все силы направить на уничтожение внутреннего врага, которым является коррупция. Вместе с тем следует иметь в виду, что в этом процессе только репрессивных мер будет недостаточно. Исторический опыт свидетельствует, что жестокость наказания далеко не всегда способствует искоренению коррупции. В свое время в Древней Персии с коррумпированных судей снимали кожу и оббивали ею кресло, в которое садился новый судья, но это мало помогало. Следующий судья опять брал взятки. Аналогичная ситуация была и в Российской империи. Петр I, известный своими жесткими методами государственного управления, в свое время приказал казнить сибирского губернатора князя Матвея Гагарина именно за коррупцию, несмотря на его предыдущие заслуги. Эта казнь была публичной и жестокой, но это не останавливало коррупционеров. По иронии судьбы, аналогичное наказание за коррупционное деяние получил и обер-фискал Филипп Нестеров, который в свое время разоблачил князя Гагарина, а затем и сам был обвинен во взяточничестве. Опыт последующих поколений также свидетельствует о том, что только репрессивными методами коррупцию преодолеть невозможно. Даже тоталитарное государство, которым был Советский Союз, не смогло преодолеть коррупцию. В тоталитарном государстве коррупция была тотальной, что и стало одной из основных причин развала Советского Союза. Падение режима Януковича также можно связать с высоким уровнем коррупции в государстве, что вызвало недовольство среди людей и, в конце концов, привело к массовым акциям протеста и отстранению президента Януковича от власти. Об этом следует помнить и нынешним руководителям государства и не допускать ошибок своих предшественников.
В своей деятельности Национальное антикоррупционное бюро должно опираться на серьезную научную основу. Это даст возможность установить причинно-следственные связи совершения коррупционных правонарушений. Только после этого можно будет переходить к выработке эффективных методов борьбы с этим социальным злом. Кроме оперативно-разведывательных мероприятий и досудебного расследования коррупционных преступлений, в работе антикоррупционного бюро значимое внимание стоит уделить информационно-разъяснительной работе среди граждан Украины. Люди должны знать, чем занимается антикоррупционное бюро, какие имеются достижения в его деятельности и какие трудности встречаются на его пути. Очевидно, что без надлежащей поддержки в обществе преодолеть коррупцию будет трудно.
Теперь относительно пожеланий будущему директору и всем сотрудникам Национального антикоррупционного бюро Украины. Важно, чтобы у этих людей была вера и уверенность в том, что коррупцию преодолеть можно. Эта уверенность будет передаваться и обществу, если действия антикоррупционного бюро будут эффективными. На позитивный результат их должен вдохновлять опыт Грузии и других стран, которые достигли высоких результатов в борьбе с этим социальным злом. Только преодолев коррупцию, можно будет построить сильное и независимое государство, которое будет защищать нас как от внутренних, так и от внешних врагов.
Олег БЕРЕЗЮК, Украинское юридическое общество