Георгий Львов был либеральным русским политиком, который пришел к власти после Февральской революции 1917 года. Он провозгласил свободу прессы и демократическую свободу, имел твердую позицию и хороший план. Он работал над всем, только не над главной проблемой, которой на то время была аграрная реформа. В июле 1917 года он отошел от дел, а после Октябрьской революции ему пришлось бежать в Америку.
Бальцерович в Польше не упустил ни минуты после 12 сентября 1989 года, когда его избрали ответственным за реформы вице-премьером в первом некоммунистическом польском правительстве. Он подставил под удар много групп, наделал кучу ошибок, но он воспользовался помощью Запада, стабилизировал валюту и вошел в историю Польши. Он понимал, что реформы после революции — это игра не только на баллы, но и на время.
Социальные ожидания в Украине значительно превышают те, которые можно было наблюдать после Оранжевой революции. Поэтому половинчатые мероприятия могут наделать бед. Предложение Европейского Союза не лучше того, которое получил Янукович во время судьбоносного саммита в Вильнюсе. Кто-то скажет, что деньги лежат на столе. Но только лишь деньги не решат проблемы в Украине. Джон Керри заявил в Киеве о финансовой помощи в сумме одного миллиарда долларов, ЕС обещает предоставить 11 млрд. евро, а Международный валютный фонд — 3 млрд. долларов. Киев не получит большую часть этих средств наличными — денег, которые поступят на банковские счета правительства Украины, должно хватить лишь на выплату обязательств перед пенсионерами и работниками сферы здравоохранения. Это уменьшит риск внезапного коллапса государственных финансовых учреждений и восстания против Турчинова и Яценюка. Невыплата социальных льгот в Украине — риск яростных протестов под популистскими призывами к национализации имущества богатеев, отдайте «все» народу и тому подобное. Люди имеют право злиться, ведь в течение последних месяцев правительство Николая Азарова умышленно откладывало выплату пенсий, чтобы обвинить Майдан в задержках. Люди, особенно если приносят жертву революции, не могут быть терпеливыми и прощать слишком долго. Через несколько недель начнется острая критика Яценюка, возможно даже подогретая какими-то активистами из Майдана, и появятся популистские лозунги о «разрушении» его идеалов. Нет сомнения, что российская пропаганда направлена на пересмотр нового правительства. Поэтому от Февральской революции в Украине до следующей может пройти так же мало времени, как в Петрограде в 1917 году, и самое худшее может быть еще впереди.
Во избежание этого сценария, ЕС должен сначала предоставить безотлагательную помощь наличностью: надежность обещаний ЕС — один из элементов социальной легитимности нового правительства в Киеве. Позже, но еще до начала выборов, запланированных на 25 мая 2014 года, ЕС должен объединить усилия с Соединенными Штатами и совместно подготовить и публично презентовать исчерпывающий план для Украины, скажем так, новый План Маршалла. Он должен состоять из финансовой программы на 7-10 лет, программы развития бизнеса в Украине, чтобы стимулировать создание хоть небольшой средней прослойки общества. Частью этого плана должна быть также конкретная и не слишком отдаленная дата подписания Соглашения об ассоциации со всем ЕС (до выборов) и отмена визового режима. Финансовая помощь должна быть намного большей, чем предварительно заявленная, но разбита на стадии и контролироваться должна недавно основанным Советом доноров и Друзей Украины. Он будет выполнять совещательную и контрольную функции: как тратить средства, как реформировать разные аспекты социальной жизни в Украине, и тому подобное. Такое учреждение должно объединять профессионалов разных отраслей, стран и институций, включая неправительственные организации.
Дело в том, что люди на Майдане требовали смены не только действующих лиц, но и самих правил игры в Украине. Яценюк за это время должен предварительно стабилизировать бюджет, чтобы ввести антикоррупционный закон, запрещение финансирования партий олигархами, провести реформу судов и создать сильные правительства на местах. Если кратко, то план для Украины разделен на две части: за короткое время Запад должен выполнить свои обязательства, а украинское правительство — начать реформы. Эти планы похожи на антибиотики — они имеют эффект лишь в правильном дозировании и в правильное время, иначе может быть даже хуже.
Если ЕС, США и Украина смогут реализовать 90 процентов этих идей до выборов, есть вероятность того, что Яценюку не придется разделить судьбу князя Львова, а люди поддержат политиков, которые возглавили страну. Любая непоследовательность и потеря времени будет использована Владимиром Путиным, который недавно сказал это между строк. Крым — ничто, в сравнении с тем, что может случиться: проклятием нового правительства могут стать пророссийские протесты с сепаратистскими, социальными или политическими лозунгами. Такая дестабилизация, поддерживаемая российской пропагандой, может привести к немыслимому размаху.
Если ЕС остановится на финансовой инъекции Киеву и подписании только политической части Соглашения об ассоциации, а Соединенные Штаты ограничатся только общим заявлением о «миллиарде долларов», это будет означать, что Запад не понял, что украинцы хотят чего-то большего, чем просто замена одних политиков другими. Это будет означать, что Евросоюз и Соединенные Штаты опять не выучили украинский урок и хотят купить дешевую стабилизацию без реформ. Тот, кто пытается осуществить такую трансакцию, всегда получает дешевую подделку, которая переведет следующие стадии революции в более радикальную форму. ЕС и США достаточно быстро должны пересмотреть большую часть своей внешней политики. Если они этого не сделают, то через несколько лет нас будут ждать еще большие угрозы, чем сегодня.
Похоже, что шанс Яценюка стать украинским Бальцеровичем зависит не только от самого премьер-министра, но и от международного сообщества, которое уже вербально поддержало его правительство. Теперь наступило время конкретики и понимания того, что эта поддержка Украины — гарантия безопасности в будущем.