Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Забытые украинцы Беларуси

22 марта, 2022 - 17:49

Сейчас взгляды многих украинцев прикованы к Беларуси. Вступит ли эта страна в полномасштабную войну с нами или нет.
Реально она уже вступила. Территория Беларуси активно используется российскими войсками. Здесь они базируются. Отсюда осуществляют наступательные операции на территорию Украины. Белорусские аэродромы использует российская авиация. Из Беларуси в Украину летят сеющие смерть российские ракеты.

Белорусские больницы, в частности, в Гомельской области, используются для лечения раненых российских солдат. Даже белорусских бюджетников вынуждают сдавать кровь для спасения этого воинства.

В то же время белорусские войска сосредотачиваются на границах с Украиной. Так, в район границы с Волынской областью была перемещена 38-я Брестская отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада. Это вроде бы одна из наиболее боеспособных единиц белорусской армии. Правда, буквально недавно было белорусская сторона доложила, что она вернулась в Брест, в место постоянной дислокации. Хотелось бы верить… Российское руководство также заявляло, что отводит войска от украинских границ.

Есть определенная информация, что самопровозглашенный президент Беларуси Александр Лукашенко все же отдал приказ, чтобы его войско напало на Украину. Однако большинство солдат и офицеров воевать в Украине не хотят. Сейчас пытаются сменить белорусских офицеров на российских. Но поможет ли это?

Неготовность белорусской армии к боевым действиям сдерживает Лукашенко. А также сдерживают настроения в белорусском обществе. В отличие от россиян абсолютное большинство жителей Беларуси против войны. Социологи называют здесь заоблачные цифры: мол, таких 97 процентов. Так ли это, не будем дискутировать. Но на самом деле процент противников войны в этой стране очень высок.
Некоторые наши политики обращаются к белорусам, апеллируют к тому, что мы никогда не воевали между собой, что мы чуть ли не «братские народы». Конечно, такие обращения не помешают. И определенный эффект дадут. Хотя значительная часть жителей Беларуси отравлена пророссийской пропагандой, десятилетиями культивируемой режимом Лукашенко.

Но не стоит забывать, что жители южных районов нынешней Беларуси, в частности Берестейщины, это наши соплеменники. И несмотря на русификацию этих территорий во времена царской России, полонизацию в междувоенной Польше, новейшую русификацию в советское время и вроде бы независимой Беларуси, все же население этого региона проявляло украинское национальное сознание. Например, можно вспомнить, что во время восстания под предводительством Богдана Хмельницкого на Берестейщине нашлось немало симпатиков украинских восставших казаков. В частности, среди них был писатель Афанасий Филиппович (1596–1648), память о котором и сейчас чтят в этих краях. А пинская шляхта даже решила присягнуть на верность украинскому казацкому государству.

Но не будем обращаться к тем далеким событиям. Поговорим о современных временах, когда заявили о себе современные нации со своими национальными языками и культурами. Многие украинцы считают, что новая украинская литература началась с 1798 года, когда в Петербурге были опубликованы первые три части «Энеиды» Ивана Котляревского. Но немногие знают, что в том же году в Луцке Францишек-Владислав Чарнецкий опубликовал на диалекте Берестейщины, приближенном к украинскому языку, книгу «Казання…» для униатских священников.

А в 1861 году в десятом номере первого украинского журнала «Основа» была опубликована статья «Несколько слов о пинчуках (письмо редактору)», где подавались образцы говоров жителей Пинска и его окрестностей. Именно эти образцы давали основание говорить, что жители этого региона являются частью украинского народа.

Как украинцев, жителей Берестейщины воспринимали также «посторонние люди». Например, известная польская писательница Элиза Ожешко некоторое время жила в селе Людвиново близ Пинска. Она отмечала, что живет «среди украинского населения», а местный говор характеризовала следующим образом: «Диалект пинского народа отличается от наречия подниманских крестьян: он близок к волынскому, даже к украинскому говору».

Проведенная в царской России в 1897 году перепись населения показала, что большая часть населения нынешней Брестской области считали себя украинцами (официально – малороссами) и, соответственно, общались на украинском языке. Например, в Берестейском уезде их было 64,4%, в Кобринском – 79,6%. Значительную часть составляли они в других южных уездах тогдашних Гродненской и Минской губерний.

Более поздние переписи, проводившиеся там во времена междувоенной Польши, Советского Союза и Беларуси, фальсифицировали этнический состав населения – примерно так, как сейчас фальсифицировали белорусские президентские выборы.

В условиях царской России, где Валуевским циркуляром и Эмским указом запрещался украинский язык, украинская культурная жизнь на Берестейщине не имела возможности нормально развиваться. Революция 1905-1907 годов наконец-то создала определенные условия для его развития. В частности, в 1905-1914 годах действовал украинский самодеятельный театр, организованный Оноприем Василенко. В Бересте и даже окрестных селах проходили украинские культурные акции.

Во время Первой мировой войны значительную часть Берестейщины оккупировали немцы, создав здесь определенные возможности для украинской культурной жизни. В 1915-1918 годах, сначала в Белой Подляске, а затем в Бресте издавался украинский еженедельник «Родное слово». В 1916 году в Бресте появилось общество «Просвита». Впоследствии такие организации стали действовать в других городах. В конце июля 1917 года в местечке Дивине, которое надолго стало центром украинского движения на Берестейщине, прошла первая конференция учителей украинских начальных школ.

После Брестского мирного договора 1918 года земли Берестейщины отошли к Украинской Народной Республики, а затем - Украинскому Государству гетмана Павла Скоропадского. В это время здесь появился ряд украинских периодических изданий, открывались украинские школы.

Однако в 1919 году Берестейщину захватили поляки. Этот край по Рижскому договору 1921 года начал принадлежать им. И польские власти проводили здесь активную политику полонизации. С ее стороны была попытка доказать, что на Берестейщине, вошедшей в созданное Полесское воеводство, живут не украинцы, а «русины» и «тутэйши» (собственно, люди без определенной национальной идентификации). И все же в крае активно действовали украинские политические партии, общественные организации, в частности, общества «Просвита» и «Рідна Хата».

Польские власти преследовали активистов украинского движения. Многие из них оказались в концентрационном лагере «Береза Картузская». С 1935 г. была запрещена в воеводстве деятельность «Просвиты».

Украинцы часто были вынуждены действовать здесь нелегально. В частности, это касалось Организации украинских националистов (ОУН). Перед Второй мировой войной на Берестейщине появились украинские парамилитарные организации «Волки» и «Полесское лозовое казачество».

В сентябре 1939 года на Берестейщину пришли «советские освободители». Несмотря на то, что местное население стремилось войти в состав советской Украины и даже им удалось провести демонстрации в Бресте, Кобрине и Пинске, а также выслали специальные делегации в Москву и во Львов на национальное собрание Западной Украины, Иосиф Сталин решил, что этот край должен принадлежать советской Беларуси. Местное население начали записывать белорусами, а появившиеся здесь украинские школы закрывались. Активисты же украинского движения подверглись преследованиям.

Зато во время немецкой оккупации в 1941-1944 годах на Берестейщине частично восстановилась украинская жизнь. Край вошел в рейхскомиссариат «Украина». Здесь появились украинские периодические издания, открывались украинские школы. 2 июля 1942 года в Пинске состоялся собор, восстановивший Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ).

Вместе с тем, украинцы подвергались жестоким репрессиям. Как реакция на них стало появление украинских вооруженных формирований – Полесская Сечь Тараса Бульбы-Боровца и Украинская повстанческая армия (УПА), созданная бандеровской ОУН. Первая сотня УПА на Берестейщине была сформирована еще в октябре 1942 года в окрестности городка Дивин Сергеем Качинским («Остапом»).

Воины УПА сражались как против немецких, так и против советских оккупантов. На Берестейщине они действовали до начала 1950-х годов. Последнее сражение между уповцами и кегебистами состоялось здесь в марте 1952 года в Ивановском районе. В следующем же году вблизи Кобрина был нейтрализован еще один отдел повстанцев.

После Второй мировой войны советские власти на Берестейщине расправились с украинскими активистами. Украинские образовательные и культурные учреждения здесь перестали существовать. Проводилась политика белорусификации, которая на самом деле выливалась в русификацию. На Берестейщине воцарился русский язык. Хотя в селах и даже городах местные люди часто общались по-украински.

Распад СССР и провозглашение независимости Беларуси создали определенные условия для возрождения на Берестейщине украинской культурной жизни. 18 февраля 1990 года в Бресте было основано Украинское общественно-культурное объединение Брестской области, которое выступало за предоставление украинцам края статуса национального меньшинства и сохранение украинской культуры. В апреле 1991 года вышел первый номер газеты «Голос Берестейщины». С 1994 года начала действовать общественная организация «Просвіта Берестейщини», которая имела свои центры в ряде городов края. С 1996 года в Брестском государственном университете действовал кабинет украинистики, преподавалась история Украины. Также в некоторых школах преподавались факультативно украинский язык и литература. В 2002 году в Бресте был установлен памятник Тарасу Шевченко.

Однако установление авторитарного режима Александра Лукашенко привело к давлению на украинские институты Берестейщины. В 1999 году не прошли перерегистрацию Украинское общественно-культурное объединение Брестской области и общество «Просвита». Перестали выходить украинские издания. В 2008 году был ликвидирован кабинет украинистики в Брестском госуниверситете, прекратилось преподавание украинского языка и литературы в школах.

К сожалению, украинская власть, которая мало чем помогала украинцам Берестейщины, фактически закрывала на это глаза. Зачем было ссориться с «отцом» из-за таких «мелочей»?! А он тем временем способствовал активной русификации Берестейщины.

Несмотря на то, что украинская жизнь в крае проходила и проходит в непростых условиях, из Берестейщины родом ряд украинских культурных деятелей, в том числе писателей. Под Кобрином родился один из представителей «Расстрелянного возрождения» Дмитрий Фалькивский (1898–1934), автор песни «Очерет мені був за колиску …», которая стала своеобразным гимном полищуков. Из Берестейщины родом поэт Остап Лапский (1926-2012), лауреат Шевченковской премии; Федор Одрач (1912–1964), певец, автор интересных прозаических произведений о Полесье. Список можно продолжать… Даже сегодня украинская культурная жизнь дает о себе знать в Беларуси. В позапрошлом году в минском издательстве «Смелток» (на украинском языке!) вышел роман Натальи Бабиной «Бодай, будка». Параллельно это произведение опубликовало харьковское издательство «Фолио». В нем говорится о жизни украинцев на Берестейщине, откуда родом автор, а также об истории этого края.

Конечно, не стоит переоценивать украинское сознание наших соплеменников в Беларуси. Однако все же оно «теплится». А на Берестейщине, по крайней мере, на бытовом уровне, некоторые местные жители общаются на украинском языке.

Многие этнические украинцы Беларуси занимают высокие должности в стране, являются влиятельными людьми. Разумеется, служат и в армии.

Поэтому следует сказать им, что, когда начнется война с Украиной, они будут воевать против своих соплеменников. Кого-то это, может, и остановит.

Петр КРАЛЮК

Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ