Сначала я хочу вспомнить генерал-полковника Геннадия Петровича Воробьева. Этнический русский и кадровый военный, служивший еще в советской армии, он был подлинным патриотом Украины. Будучи командующим Сухопутными войсками Вооружённых Сил Украины, Воробьев отказался применять силу против участников Евромайдана, и за данный проступок был уволен с должности. В этот момент Геннадий Петрович, с точки зрения Виктора Януковича и Владимира Путина, стал предателем. Затем Воробьев, будучи заместителем начальника Генштаба, стал едва ли не единственным высокопоставленным украинским военным, которым возражал против операции по захвату Иловайска, а когда началось широкомасштабное вторжение российских войск на украинскую территорию, требовал немедленного вывода всех украинских соединений из будущего Иловайского котла, но не был услышан. В дальнейшем Геннадий Петрович успешно руководил АТО, а в 2016 году возглавил Национальный университет обороны Украины. Он был одним из немногих действительно талантливых украинских военачальников.
Но у него было больное сердце, о чем было хорошо известно. Поэтому когда 11 февраля 2017 года в возрасте 55 лет Геннадий Петрович Воробьев скончался у себя в кабинете от сердечного приступа, это не вызвало особых подозрений. Правда, у меня тогда были определенные сомнения — все-таки относительно молодой генерал, и Кремль мог быть заинтересован в его устранении. Но ничего подозрительного в обстоятельствах его смерти вроде бы не было. Но вот произошла попытка отравления Алексея Навального, стали известны имена членов команды, которая занималась его отравлением. А затем в сети журналистами расследователями из Bellingcat была выложена база данных перемещений отравителей Навального на поездах и самолетах.
И из этой базы меня привлекли всего две строчки, касающиеся одного из отравителей. Это — Владимир Александрович Паняев, родившийся 25 ноября 1980 года в Сердобске Пензенской области. Этот человек служил фельдшером в пограничной службе ФСБ, а позднее перешел в Институт криминалистики ФСБ, который и занимается, по данным совместного расследования The Insider, Bellingcat и Der Spiegel, среди прочего, отравлениями. Не исключено, что Владимир Александрович повысил свой образовательный уровень и из фельдшера превратился во врача, но сведений об этом нет. Интересно, что Паняев живет в одном доме с Алексеем Навальным. После скандала с отравлением оппозиционера адрес регистрации Паняева был изменен на штаб-квартиру ФСБ на Лубянке, 1. Так вот, Паняев принимал участие в двух неудавшихся попытках отравления Навального в 2020 году, сначала в Калининграде, а потом в Томске, а ранее, в апреле 2017 года, летал в Астрахань в связи с предполагаемым прилетом туда Навального, но тогда оппозиционер до Астрахани так и не добрался, поскольку накануне кремлевский провокатор Алексей Кулаков плеснул ему в лицо зеленкой, смешанной с неустановленным едким веществом, — зрение Навального затем спасли испанские врачи.
Напомню, что 3 июля 2020 года Алексей Навальный с женой Юлией вылетели в Калининград, чтобы провести пятидневный отпуск в гостинице «Шлосс Отель Янтарный» на берегу Балтийского моря. Там они были отравлены «Новичком», но отравление было в легкой форме и угрозы жизни не представляло. Согласно данным упомянутого расследования, Паняев всегда летал вместе или с разницей в один день с подельниками — в Астрахань с Алексеем Александровым («Фроловым»), в Калининград — с Александровым и Михаилом Швецом («Степановым»), в Новосибирск и Томск — с Александровым и Иваном Осиповым («Спиридоновым»). Из Томска именно Паняев отправил текстовое сообщение полковнику Станиславу Макшакову, военному ученому и разработчику боевых отравляющих веществ. До прихода в Институт криминалистики Макшаков работал в закрытом военном городке Шиханы-2 (Вольск-18, в/ч 61469), где до 2017 года велись разработки новых форм химического оружия, в том числе нервнопаралитических веществ типа «Новичок».
Какое отношение, спросят меня читатели, Владимир Александрович Паняев имеет к смерти Геннадия Петровича Воробьева? Да, похоже, самое прямое. Теперь сообщу главное. Владимир Александрович Паняев 9 февраля 2017 года летал рейсом Москва — Симферополь, а 10 февраля — рейсом Симферополь — Москва. Таким образом, накануне смерти генерала Воробьева один из отравителей ФСБ находился совсем рядом с Украиной — в оккупированном Крыму. Никто из выявленных дор сих пор российских отравителей с ним вместе там или в других областях, пограничных с Украиной, не находился, но это совсем не значит, что Паняев действовал в одиночку. Если отравители ФСБ действительно работают не только в России, но и в Украине (а такое предположение кажется вполне допустимым), то команда тех, кто действует непосредственно на украинской территории, должна состоять либо из граждан Украины, либо, на худой конец, из лиц с хорошо сделанными украинскими паспортами. Российский гражданин Владимир Паняев в Украину точно не въезжал, но он вполне мог прилететь в Симферополь для инструктажа «украинской» группы отравителей, ознакомления их с планом операции, а может быть — также и для передачи отравителям конкретного отравляющего вещества. Это не обязательно должен был быть «Новичок». Более того, если действительно готовилось покушение на Воробьева, то, скорее всего, отравители использовали какое-то гораздо менее экзотическое вещество, которое могло спровоцировать сердечный приступ, списанный после смерти на болезнь генерала.
Разумеется, все сказанное выше — это только гипотеза, требующая дальнейшей проверки. Однако совпадение получается довольно красноречивое. Да и сомнительно, что Владимир Александрович прилетел в Крым на один день в феврале искупаться в Черном море — на полуострове в это время точно не сезон. Во всяком случае, правоохранительным органам Украины имеет смысл проверить версию возможного отравления генерала Воробьева с участием ФСБ, и если она подтвердится, то попытаться установить украинских сообщников Паняева.