Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Неизвестные шедевры Слобожанщины

Национальный художественный музей представил вторую часть большого проекта, который знакомит зрителей с неизвестной живописью
15 июля, 2010 - 21:16
НИКОЛАЙ САМОКИШ. «МОЛОДОЖЕНЫ» / СЕРГЕЙ ВАСИЛЬКИВСКИЙ. «ВОРОНЕЦ ЦВЕТЕТ» ПЕТР ШЕВЧЕНКО. «ЗА СТОЛОМ. ЧТЕНИЕ ПИСЬМА»

Прошлым летом в стенах Национального художественного музея Украины стартовала первая выставка грандиозного проекта, который ставит своей целью ознакомить почитателей живописи с полотнами из фондохранилища. Эта выставка представила творчество художников Южной Пальмиры. А на прошлой неделе в музее открылась новая экспозиция проекта «Художники Слобожанщины», посвященная творчеству украинских художников конца ХІХ — начала ХХ веков. Куратор выставки Ольга Жбанкова рассказала «Дню» об уникальной живописи этого региона.

— Бесспорно, она имела чрезвычайно большое влияние на общий процесс развития национального изобразительного искусства, — говорит госпожа Ольга. — И не только потому, что мастера здесь славились своими пейзажами. Именно в Харькове, не в Киеве и не во Львове, возникла первая живописная школа как такова. Кстати, музей хранит некоторые карманные альбомы, очерки учеников и учителей этой школы, которые имеют не только художественную, но и историческую и документальную ценность. Они производят не меньшее эстетичное впечатление, чем полноценные полотна. Некоторые из них интересны своими сюжетами. Возможно, авторы работали над этими зарисовками исключительно для своего удовольствия и не планировали их для экспонирования. Иначе как объяснить рисунок Марии Раевской-Ивановой, где изображена женщина с папиросой? (Напомним, что это был конец ХІХ в.) Стоит отметить, что Раевская-Иванова сыграла незаурядную роль в создании и становлении вышеупомянутой первой школы живописи.

Интересно, что в творчестве художников Слобожанщины сложно проследить определенные тенденции и закономерности. Представьте, вы рассматриваете спокойные пейзажи Левченко, Беркоса, Ткаченко, которые несут в себе реалистичные принципы миропонимания, поэтическое изображение природы, а рядом — полотна Прохорова, где изображаются события Первой мировой войны. Искусствоведы отмечают, что этот художник заслуживает особого внимания, ведь в его творчестве проглядывается определенная социальная, историческая, политическая почва, а также автобиографические моменты.

Конечно, на такую мощную ветвь живописи имели влияние и общеевропейские живописные традиции, отмечает куратор выставки. В творчестве Васильковского трансформировались наработки французских мастеров-барбизонцев, что в конечном итоге способствовало воссозданию «живой атмосферы» в его пейзажах. Влияние импрессионистов также является важным для формирования той же таки пейзажной школы. Хотя здесь есть один существенный момент — слобожанские художники удачно соединили восхищение с динамикой, многоцветными нюансами, световоздушными эффектами. Например, Левченко пытался изобразить природу живой, как результат — неподвижность больше не казалась неподвижностью.

«Благодаря такой широкой географии живописных тем и традиций мы не имели проблем с упорядочиванием выставки, — говорит Ольга Жбанкова. — Наоборот, такая спонтанность в их представлении позволила нам как можно лучше показать специфику слобожанской живописи».

Ольга Борисовна рассказала также о сплоченности этих художников. Все они находили друг друга, общались, перенимали опыт коллег. Васильковский и Ткаченко, например, были воспитанниками Безперчего, который всегда хотел, чтобы ученики превзошли его.

Проект Национального художественного музея ценен тем, что он имеет целью показать произведения, которые не попали в поле зрения украинцев лишь из-за ограниченности площади выставочных залов. Хотя эти шедевры не заслуживают неутешительной судьбы годами покрываться пылью в фондохранилищах. Уже в следующем году музей подготовит новую экспозицию этого проекта. Картины опять будут подобраны по региональному признаку. Фонд музея чрезвычайно богат. Ему есть что показать.

Изображения предоставлены Национальным художественным музеем Украины

Юлия ЯРУЧИК, Летняя школа журналистики «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ